Контакты

Деятельность как процесс удовлетворения потребностей. Вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг

Введение

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды.

Трудовая деятельность, как средство удовлетворения потребностей.

1. Деятельность людей и ее многообразие.

Сравните два определения. Первое - из философского словаря: «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». Второе - из словаря по психологии: «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

Нетрудно заметить, что оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном (сообразном цели) изменении (преобразовании) окружающего мира. Однако философское определение трактует деятельность так же, как форму существования общества, а психология делает акцент на активности психической, т. е. проявляющейся в субъективных переживаниях человека, в его чувствах, мышлении, воле. Как видите, рассмотрение деятельности с разных точек зрения позволяет понять ее полнее.

2. Сущность и структура трудовой деятельности.

Обратимся к первому определению деятельности, приведенному выше. Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.

В структуре трудовой деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект трудовой деятельности - тот, кто осуществляет трудовую деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект трудовой деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Для Министерства образования как субъекта трудовой деятельности все учебные заведения страны - объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.

Итак, субъектом трудовой деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Трудовая деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, трудовая деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.).

Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена трудовая деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец)? Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.

Итак, цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной трудовой деятельности.

Когда цель определена, ее достижение или неуспех трудовой деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», - это значит, что средства не соответствуют цели.

3. Потребности и интересы.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.

3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

Экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

Духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В деятельности человека большое значение имеет воля, т. е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания и стремления.

3.1. Потребности человека в деятельности.

Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и черпаемых из внешней среды средствах.

Потребностями называются внутренние состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо.

Характерными особенностями потребностей, являются:

· Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); в связи с этим различают предметные и функциональные потребности (например, потребность в движении);

· Более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

· Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к нахождению и реализации необходимых для этого путей; благодаря этому потребности являются одним из самых сильных мотивов волевых действий;

· Ослабление, иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния (например, чувство отвращения от вида пищи в состоянии пресыщения) при удовлетворении потребности;

· Повторное возникновение, когда нужда, лежащая в основе потребности, вновь дает о себе знать; повторность потребностей является важным их признаком: однократная, носившая эпизодический характер и больше не повторившаяся нужда в чем-либо не превращается в потребность.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные, связанные с телесными нуждами (потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.), и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, в труде, в общении друг с другом, в приобретении знаний, в изучении наук и искусств, потребность в творчестве и т. д.

Наибольшее значение в жизни и деятельности человека имеют потребности в труде, в учении, эстетические потребности, потребность в общении с другими людьми.

Потребность в труде. Человек удовлетворяет свои материальные потребности с помощью труда. Он удовлетворяет эти потребности в процессе жизни, усваивая определенную систему необходимых для этого действий.

Современный человек, чтобы насытить и одеть себя, не приготовляет сам необходимые ему продукты питания и не делает ткань для необходимой ему одежды, а получает все это от общества, сам участвуя в труде по удовлетворению других потребностей общества. Общественный труд стал условием существования человека и вместе с тем самой главной его потребностью.

В разных общественных формациях у представителей различных классов общества потребность в труде в связи с особенностями общественной жизни людей приобретает разный характер и выражается в разной степени.

Потребность в учении. Вместе с трудом в самом процессе трудовой деятельности развивается потребность в учении, в приобретении знаний. Для характеристики личности важно учесть как степень развития этой потребности, так и ее особенности. Например, одни люди стремятся удовлетворить эту потребность путем самостоятельной научной работы, другие - через усвоение уже готовых знаний.

Эстетические потребности. Важной чертой личности является потребность в эстетическом наслаждении и в соответствующей творческой деятельности в области того или другого искусства. Эта потребность появилась уже на заре исторического развития человека, едва только выделившегося из мира животных. Как только человек стал заниматься трудом, он стал придавать изготовленным им предметам, орудиям, утвари эстетически приятные формы, украшал их сперва несложным, а затем более и более художественным орнаментом, удовлетворяя таким образом уже не естественные, непосредственно необходимые для жизни потребности, а эстетическую потребность в наслаждении прекрасным.

Вместе с развитием общества развивались и эстетические потребности человека, что привело к возникновению многочисленных и сложных видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, театра, кино и т. д.

Для характеристики личности имеет значение как содержание и степень развития эстетических потребностей, так и способ их удовлетворения. У одних людей наиболее выражены эстетические потребности в музыке, у других в живописи, в танце; одни хорошо разбираются в совершенных произведениях искусства, другие удовлетворяются посредственными и примитивными. По способу удовлетворения эстетических потребностей одни люди могут быть отнесены к пассивному, или созерцательному, типу, другие - к активному, или творческому.

Потребности формируются у человека в течение жизни. Заботы о правильной организации потребностей являются одним из важных вопросов воспитания личности человека.

4. Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность - явление многогранное. Различные аспекты труда стали предметом изучения нескольких общественных наук.

С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. Ученые-правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.

Науки, изучающие труд, во многих случаях тесно соприкасаются, нередко пересекаются. Всестороннее знание о таком явлении, как труд, могут дать только его комплексные исследования, в которых объединяются усилия различных наук. Содержание этого параграфа интегрирует некоторые результаты изучения трудовой деятельности общественными науками, преимущественно социологией.

5. Труд, как вид человеческой деятельности.

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель - создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.

Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.

Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.

Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.

В-третьих, трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда.

Современная техническая база предприятий представляет собой сложное сочетание средств труда разного типа, поэтому имеет место значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это влечет за собой его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занято монотонным, нетворческим трудом. В то же время многие выполняют работу, требующую активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.

В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.

Очевидно, что труд предпринимателя, характеризующийся высокой степенью самостоятельности и материальной ответственности за принятые им решения, отличается от характера труда наемного работника, который по условиям трудового соглашения обязан выполнять распоряжения управляющих производством. В 2001 г. в России доля работающих по найму составляла 93% от числа всех занятых, доля работодателей - 1,4%, а доля лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - 5%.

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.

Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физические (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и иные излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибки).

Большую роль играет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

6. Удовлетворение потребностей трудом.

Люди по-разному относятся к своему труду. Одни не переобременяют себя работой и трудятся с прохладцей. Другие буквально «горят» на работе. Приходя домой, они продолжают думать о том, что не успели сделать за день. Вторые привязаны к труду, а первые отчуждены от него. Именно для «горящих» на работе труд становится центральным жизненным интересом.

Понятие «центральный жизненный интерес» ввел в 1956 г. видный специалист по индустриальной социологии Роберт Дабин. Идея оказалась столь плодотворной, что на ее основе возникла целая концепция. Она включает следующие положения:

1. Центром жизни работающего индивида является его работа; все, что происходит на работе, влияет на любую другую сторону его жизни.

2. Люди постоянно стремятся к удовлетворенности, чем бы они ни занимались: если работа не приносит удовлетворения, они ее меняют.

3. Люди работают только ради удовлетворения, и ничего больше.

4. Удовлетворенный служащий обладает наибольшей продуктивностью; напротив, тот, кто не удовлетворен работой, менее продуктивен.

5. Люди могут быть мотивированны увеличением степени удовлетворенности.

6. Удовлетворенный рабочий сильно интегрирован как в сфере работы, так и вне ее.

7. Удовлетворенный рабочий обычно не испытывает таких депрессивных эмоций, как разочарование, страх, подавленность, чувство вины, мстительность, ужас и зависть.

8. Удовлетворенность равносильна счастью; поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать существование рабочего в сфере его занятия как можно более счастливым...

Удовлетворенность трудом в действительности не имеет того значения, какое ей придают. Работа является лишь одним из аспектов жизни человека, но не единственной его целью, оправданием всего его существования. Но такое верно до тех пор, пока человек не потерял работу. В этот момент мы осознаем, что труд - это нечто такое, без чего человек не может обойтись. Если без работы человеческое существование теряет смысл, значит, труд превращается в первую жизненную потребность, т. е. центральный жизненный интерес.

Заключение

Деятельность - это форма существования общества, характерный для человека способ отношения к внешнему миру, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, социальные установки, убеждения, идеалы, влечения и эмоции.

Особую роль в развитии человека и общества играет творческая деятельность, в процессе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Многообразие проявлений творческой активности человека выражается в таких видах деятельности, как игра, учение, труд. В творческой деятельности получают развитие способности человека, а ее результатом является культура, обновление всех сторон общественной жизни.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Это способ удовлетворения человеческих потребностей; источник общественного богатства; фактор общественного прогресса. Трудовая деятельность характеризуется набором трудовых операций; качеством субъектов труда; материально-техническими условиями труда; способом связи субъектов труда со средствами и условиями их использования; структурой организации трудового процесса и управления им. Преобразование технического фактора производства значительно увеличивает роль человеческого фактора.

Список использованной литературы

1. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие. Кемерово: КузГТУ, 2003.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2004.

3. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

4. Орлов С.В. Человек и ее потребности. СПб.: Питер, 2007.

5. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000 г.

6. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высш.шк., 1998.

7. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006.

8. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса – Форум, 2001.

9. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высшая школа, 2005.

10. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. – СПб.: Питер,2007.

11. Ильин Е.П. Мотивация и личность. 3 – е изд. СПб.: Питер, 2003.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.

Внутренняя структура деятельности включает в себя элементы всякой деятельности, к которым относятся субъект деятельности с его потребностями, интересами и целями, объект (предмет) деятельности, средства деятельности и ее результат.

Внешняя структура деятельности представляет собой совокупность ее видов, выделенных по разным основаниям.

В структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты.

Человеческая деятельность всегда носит целенаправленный характер, это такая активность человека, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели.

Внешняя структура человеческой деятельности . Если рассматривать структуру человеческой деятельности как организацию непосредственного процесса ее протекания, то ее элементами будут выступать определенные виды деятельности. Можно выделить множество видов деятельности: познавательную, организационную, образовательную, управленческую, общественно - политическую, игровую и т.п.

Многочисленные конкретные виды человеческой деятельности подлежат классификации, т. е. в соответствии со своими особенностями они «раскладываются» ПО разрядам, классам. Между этими классами выявляются закономерные связи, определяется место того или иного класса среди других и т.п. Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны.

Прежде всего, отметим разделение деятельности на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).


Материальное производство является основой для всех иных видов деятельности людей, что в некоторых случаях приводило к появлению концепций, в которых данный тип деятельности абсолютизировался и к нему в букваль-ном смысле сводились все иные типы деятельности.

Духовная деятельность связана с производством духовных ценностей и изменением сознания людей. В нее входит познавательная, нравственная, эстетическая, художественная, религиозная деятельность.

Духовная деятельность имеет свою специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материаль-ное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. В качестве принятой системы классификации духовной деятельности выступает понятие общественного сознания.

Практическая деятельность носит предметный характер, она всегда имеет дело с предметами, которые претерпевают различные преобразования в ходе этой деятельности, приобретая свойства, необходимые для удовлетворения потребностей людей. По своему строению предметная деятельность представляет собой единство интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности.

Интеллектуальная деятельность есть получение и целесообразное оперирование возможным знанием, любой информацией, отражающей свойства предметов, при относительном абстрагировании от влияния на нее потребностей и интересов человека. Начиная с познания, она не останавливается на нем, а преобразует полученные знания и завершается этапом практики, результат которой — готовый продукт, способный удовлетворить ту или иную потребность людей.

Интеллектуальная деятельность осуществляется в неразрывной связи с эмоциональной деятельностью . Это обусловлено тем, что для достижения своих целей субъект не только конструирует и познает предмет своей деятельности, но и оценивает его с точки зрения потребностей и интересов людей в процессе эмоциональной деятельности.

Еще одним важнейшим типом человеческой деятельности выступает социальная деятельность. Это один из самых сложных типов деятельности, так как в результате ее создается главный элемент общественной жизни — человек. Реализуется он в двух взаимосвязанных между собой формах: общественное производство человека и его индивидуальное самопроизводство.

Организационная деятельность представляет собой систему существующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают ее функционирование и существование. Организационная деятельность предполагает, во-первых, установление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но и между людьми и предметами. Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятельности, связанный не только с установлением и обеспече-нием связей, но и регулирующий их. В качестве субъектов управленческой деятельности выступают не только люди, но и созданные обществом институты управления: государство, партии, общественные организации

Все эти виды деятельности связаны между собой, Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ возможных последствий (прогностическая деятельность). Материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию науки, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.

Помимо перечисленных выделяют деятельность трудовую, творческую, потребительскую , досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил) и др. Как и в предшествующей классификации, выделение этих типов условно.

В многообразии видов активности человека можно выделить созидательную и разрушительную деятельность . Результаты первой — города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечение больных и воспитание детей. Что касается разрушительной деятельности, то, прежде всего, это войны, и по мере развития научно-технического прогресса их разрушительная сила возрастает многократно. Выделим специфические характеристики деятельности:

Деятельность носит целенаправленный характер , т. е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

Деятельность человека преобразует его самого , его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании.

Рассматривая взаимосвязь потребностей и деятельности, необходимо отметить ее неразрывный характер. Деятельность, с одной стороны, определена потребностями и интересами человека, а с другой — служит средством удовлетворения его потребностей. Поэтому можно сказать, что основой структуры человеческой деятельности и определяющим элементом в природе человеческой деятельности являются потребности людей.

Потребность выражает объективную необходимость всякого живого существа в веществе, энергии и информации из окружающей среды как определенных предметах их потребления и во внутренних условиях для поддержания своего существования и развития.

Удовлетворение потребности означает включение предмета или явления, имеющего определенные свойства, в систему жизнедеятельности субъекта в качестве необходимого элемента, устраняющего противоречие.

Деятельность людей по удовлетворению потребностей будет успешной в той мере, в какой руководствуется сознанием, адекватно отражающим подлинные потребности. И, наоборот, она будет менее успешной или безуспешной, если определяется сознанием, которое искаженно, неадекватно отражает потребности.

Потребности общества — первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности. Противоречивое взаимоотношение деятельности и потребностей — источник развития как деятельности, так и потребностей. Удовлетворение потребности и само действие по ее удовлетворению рождают новые потребности.

Таким образом, потребности и деятельность взаимосвязаны. Потребности человека удовлетворяются в процессе деятельности и являются ее первопричиной.

Кроме потребностей регуляторами человеческой деятельности являются ценности, которые неразрывно связаны с потребностями.

Кроме потребностей и ценностей детерминация человеческой деятельности осуществляется посредством мотивов и стимулов — таких факторов, которые представляют собой сложное и противоречивое единство объективных и субъективных сторон детерминации.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Под интересом понимается осознанная потребность в единстве с предметом и условиями ее удовлетворения.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются ценностные ориентации, в которых зафиксировано избирательное отношение человека к определенным социальным объектам (материальным и духовным благам), предрасположенность к определенному образу жизни и деятельности.

Речь идет о ценностях, на которые ориентируются люди, которые выступают основаниями для мотивации деятельности. Например, в зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения . Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Однако в деятельности проявляется и бессознательное, то, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. В психологии под бессознательным понимают состояния, в которых человек не отдает себе отчета. На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Человеку, испытывающему состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Многие ученые считают, что влечение — это начальный этап формирования мотивов человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер , говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные,

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью, Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.

Ценностно-рациональное действие связано с осознанным определением своей ценностной направленности и последовательно проводимой ориентацией на нее. Смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим понятиям о ценностях; долге, достоинстве, красоте, религиозных верованиях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально «душевное волнение». Психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т.п. Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится скоропалительно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.п.

Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Например, нехватка какого-либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта.

Совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Путь к эффективному управлению человеческой деятельностью лежит через понимание потребностей человека и его мотивации. Адекватное познание законов строения, функционирования и развития процессов стимулирования и мотивации является необходимой и существенной предпосылкой рациональной организации В эффективного совершенствования человеческой деятельности на всех ее этапах и во всех ее формах.

Как известно, сервис является деятельностью по удовлетворению потребностей клиента путем оказания услуг. Поэтому можно предположить, что структура сервисной деятельности в ее развитых формах будет выражать структуру потребностей человека. Между потребностями и услугами существует сложная взаимосвязь, которая имеет длительную историю, вплетающуюся в историю общества в целом. В историческом развитии человека и его потребностей прослеживается ряд закономерностей. В своих наиболее развитых проявлениях они действуют в сфере услуг современного общества.

Приведенные нами определения основных понятий теории потребностей являются исходным теоретическим каркасом, позволяющим проследить главные этапы развития представлений о человеке и человеческих потребностях в истории цивилизации.

1. Содержание и основные понятия маркетинга
Ф. Котлер дает следующее определение маркетинга: «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Социальные основы маркетинга связаны со следующими поня­тиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и ры­нок.

Нужды (первичные потребности). В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд.

Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Это и физиологические нужды - в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды - в духовной близости, влиянии и привязанности, и лич­ные нужды - в знаниях и самовыражении . Эти нужды не создаются чьими-то усилиями, а являются природными особенностями чело­века.

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя несчастным и обездоленным. Чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек займется поиска­ми объекта, способного удовлетворить нужду, или попытается заглу­шить ее.

Потребности. Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида.

Для некоторых южноафриканцев жареная саранча - деликатес. Голодный филиппинец будет рад молоденькому поросенку, фасоли и манго. Проголодавшийся русский человек предпочтет говядину с жареным картофелем, яблоко, вишню. Потребности выражаются в объектах , способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере развития общества растут потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждаю­щих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимули­рования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или несколь­ких нужд. Производитель товара или услуги не создает нужду, она уже существует. К сожалению, руководители и предприниматели часто путают потребности с нуждами.

Запросы. Потребности людей практически безграничны, но ре­сурсы для их удовлетворения ограниченны. Человек будет выбирать товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Сделка. Если обмен - основное понятие маркетинга как науч­ной дисциплины, то основная единица измерения в сфере марке­тинга - сделка. Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она предполагает наличие по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов и согласование условий, време­ни и места ее совершения.

Как правило, условия сделок поддерживаются и охраняются обы­чаями, традициями, законодательством, исполнение которого обеспечивают соответствующие общественные институты и государствен­ные структуры. Если необходимых для поддержания определенного типа сделок обычаев и традиций нет, то рыночный механизм рабо­тать в сфере этих сделок не будет. Законодательство и обеспечиваю­щие его институты, государственные структуры могут сформиро­вать соответствующие обычаи, традиции, если они удовлетворяют потребности участников сделок.

Рынок. Понятие «сделка» связано с понятием «рынок». Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей то­вара.

Существует несколько способов удовлетворения потребностей людей;

Рынок (обмен результатами трудовой деятельности);

Самообеспечение (охота, рыболовство, садоводство);

Экспроприация (грабеж, воровство);

Попрошайничество;

Принудительное распределение.

Наиболее известным и эффективным из них является рынок.

Структура рынков определялась ролью, которую играли главные действующие лица, а именно: рынок «продавца», рынок «покупателя», рынок «не продавца, не покупателя».

Рынок «продавца». Состояние рынка, на котором спрос су­щественно превышает предложение. Любые товары и услуги, пред­лагаемые рынку, имеют немедленный сбыт, независимо от того, от­вечают ли они полностью требованиям, предъявляемым покупате­лями. Главное - это их наличие. Такой рынок характеризуется:

1. скудным ассортиментом предлагаемых товаров;

2. минимальными объемами и масштабами производства;

3. полным отсутствием конкуренции.

Рынок «покупателей». Состояние рынка, на котором предло­жение превышает спрос. Покупатель имеет возможность спрашивать различные сорта, марки товаров, предлагаемые различными изгото­вителями и выбирать наиболее подходящие для него по цене и по­требительским характеристикам. Такой рынок отличается:

1. большим ассортиментом, многообразием предлагаемых то­варов;

2. устойчивыми объемами и масштабами производства, четко реагирующими на любые изменения спроса покупателей;

3. высоким уровнем конкуренции.

Рынок включает в себя три основных взаимосвязанных элемен­та: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, фи­нансовый рынок (рис. 28).


Рис.28. Структура конкурентного рынка
Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых структур, как правило он включает в себя потребительский рынок , рынок услуг и духовных благ.

Большое значение для разви­тия экономики имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и дру­гих предметов потребле­ния. От состояния потре­бительского рынка за­висит обеспеченность населения, уровень потребления, устой­чивость денежного обращения и т.д. Степень развития рынка услуг в экономике страны определяется обеспеченностью на­селения и предприятий услугами, их качеством и своевременностью. И, наконец, рынок духовных благ включает сферу торговли пред­метами культуры, духовными идеями, стимулируя их рождение, распространение и использование.

Рынок факторов производства включает в себя рынок земли, труда и капитала. Под землей понимается не только непосредственно сама земля, используемая крестьянами для получения сельскохо­зяйственной продукции, но и добываемое из ее недр или же "сни­маемое" с земли сырье . Труд на рынке труда определяется как услуги работающих, включая услуги рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Важнейшим инструментом данного рынка является спрос на рабочую силу и ее предложение. Кроме того, биржа труда отражает весь резерв рабочей силы, зани­мается подготовкой и переподготовкой безработных, организует об­щественные работы.

Капитал, как фактор производства, состоит из средств произ­водства (здания, сооружения, оборудование и т.д.) и денежных средств, необходимых для приобретения средств производства. В последнее время западные экономисты к факторам производства относят и предпринимательский талант человека, организующе­го производство, принимающего решения по производству това­ров, берущего на себя риск внедрения новой техники, технологий, инновационных методов организации производства и т.д.

Финансовый (денежный) рынок - это рынок, отражающий спрос и предложение финансовых средств: денег, облигаций и ак­ций.

Все три рынка находятся в тесном взаимодействии.

Принципы маркетинга - это положения , которыми руковод­ствуется предприятие в своей хозяйственной деятельности. Принци­пы отражают сущность маркетинга, исходят из его современной концепции и предполагают достижение целей маркетинговой дея­тельности. Основные принципы маркетинга:

1) производство продукции с учетом потребностей покупате­лей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;

2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя;

3) реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;

4) обеспечение стабильной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности предприятия на ос­нове подготовки производства товаров рыночной новизны;

5) единство стратегии и тактики производителя в целях адап­тации к изменяющимся требованиям покупателей при активном воздействии на формирование и стимулирование потребностей; адаптация - изменения в плане маркетинга, осуществляемые фир­мой (организацией), чтобы приспособиться к новым изменившимся условиям и целям деятельности.

Маркетинг - это целенаправленная деятельность. Его началом является выдвижение целей с их последующим уточнением на осно­ве проведенного комплексного мар­кетингового исследования.

Цели деятельности фирмы носят, как правило, долго­срочный, стратегический характер, маркетинговые же цели конкретны, ситуационны, а значит, пересматриваются в связи с изменением внешней и внутренней среды фирмы.

В современных условиях высокая прибыль или завое­вание и удержание определенной доли рынка реализуется главным образом за счет производства и реализации това­ров оптимального качества.

Многие фирмы борются за долю рынка, снижая цены.

В ранжире целей маркетинга на первом месте, по данным Немецкой ассоциации маркетинга, стоит создание новинок, модификация товаров, совершенствование сервиса.

Второй по значимости целью маркетинга считается в настоящее время так называемый человеческий фактор, а точнее, формирование корпоративной культуры. В мире частного предпринимательства довольно давно осознали существование следующей зависимости: высокая квалифи­кация и мотивация персонала ведут к активной инноваци­онной деятельности, созданию новых товаров и обусловли­вают их производство на оптимальном уровне, с "нулем дефектов", а это предопределяет высокий спрос на товары потребителей и, как следствие, достижение "целевой" нормы прибыли или овладение определенной долей рынка. Гуманные вложения в человека попросту оказываются выгодными.

Естественно, цели деятельности фирмы и цели марке­тинга всегда тесно связаны, соотнесены по отношению друг к другу по содержанию и времени. Таким образом, цели маркетинга:

=> конкретны, могут быть выражены в цифрах;

=> ограничены временными рамками;

=> гибки, ситуационны, могут корректироваться в связи с изменением положения дел на фирме и на рынке.

Деятельность как процесс удовлетворения потребностей Отличительные особенности деятельности человека от активности животных. Виды деятельности. Структурные элементы деятельности. Цели и мотивы деятельности. Субъект, объект, средства и результат деятельности. Структура и признаки совместной деятельности. Признаки совместной деятельности. Отличительные свойства субъектов совместной деятельности.

Невозможно удовлетворить потребности иначе, чем через деятельность .

Каждая наука дает свое толкование деятельности, исходя из решаемых проблем и поставленных задач. В общем смысле, деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

С точки зрения сервисологии деятельность – это универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру.

Следует учитывать отличия понятия :

· деятельность,

· действие,

· активность,

· поведение.

Многие ученые пытаются приписать деятельность не только человеку, но и животным и даже техническим агрегатам. Отличительными особенностями деятельности человека от приспособленческой активности животных являются следующие характеристики:

· способность к деятельности не наследуется с биологической структурой тела, а является результатом социального развития;

· деятельность человека носит продуктивный, творческий и созидательный характер;

· деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры;

· деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности и условия жизни.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Все виды деятельности взаимодействуют друг с другом. Различные классификации выделяют следующие виды деятельности :

· трудовую;

· высшую нервную;

· творческую;

· потребительскую;

· досуговую;

· образовательную;

· рекриационную и т.д.

Потребности и интересы сознаются людьми и характеризуют сознательную деятельность . Наряду с ней проявляется и бессознательная деятельность , что означает психическую деятельность, совершающуюся без участия сознания. В современной психологии существует точка зрения, что бессознательное – это творческое начало.

По направленности деятельность бывает:

· практическая , направленная на преобразование реальных объектов природы и общества. Практическая деятельность делится на материально-производственную и социально-преобразовательную;



· духовная , связана с изменением сознания людей. Духовная деятельность делится на познавательную, ценностно-ориентированную и прогностическую.

Деятельность состоит из действий . В зависимости от мотивов действия бывают:

· целенаправленные (рационально – поставленная и продуманная цель);

· ценностно-рациональные (последовательно планируемая ориентация на осознанную нравственность);

· аффективные (обусловленные эмоциональным состоянием индивида, яростью, ужасом, отчаянием и т.д.);

· традиционные (основанные на длительной привычке, часто автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).

Структура деятельности включает следующие элементы:

· субъект деятельности

· объект деятельности

· мотив деятельности

· цель деятельности

· средства деятельности

· результат деятельности

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность. Субъектом деятельности может быть как отдельный индивид (индивидуальная деятельность), так и группа людей, коллектив или общество в целом (совместная деятельность).Коллективный субъект имеет однонаправленность действий по достижению приемлемого для всех результата.

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность. Субъект может быть одновременно и объектом. Объект деятельности – это как стихийные силы природы, так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (лес, железная руда), а также человек, как предмет воспитания и обучения.

Мотив деятельности –это то, что побуждает деятельность (потребности, инстинкты, влечение, эмоции, желания, убеждения, ценности, установки, идеалы).

Цель деятельности – это осознанный образ превосходящего результата на достижение которого направлена деятельность. Это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Цель, целеполагание – исключительно человеческое качество, сосредоточение субъективного мира человека. По перспективности цели делятся на ближайшие и отдаленные. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.

Средства деятельности – это момент объективности в деятельности. Это то, что обеспечивает возможность (выполнение) реализации деятельности (орудие труда, физическая сила, жизненный опыт, способности, квалификация, сумма знаний и проч.). Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. Взаимоопределяемость цели и средства – условия успешной деятельности. Средства должны соответствовать цели.

Результат деятельности - завершающий момент деятельности. Иногда в результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные «дополнения», которые по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной работы.

Структура совместной деятельности :

· субъект деятельности

· объект деятельности

· общий мотив деятельности

· общая цель деятельности

· средства деятельности

· общий результат деятельности

Признаки совместной деятельности:

· Единая цель для участников, включенных в деятельность.

· Общая мотивация участников.

· Объединение или сопряжение индивидуальной деятельности каждого участника.

· Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально-связанные операции и разделение их между участниками.

· Согласование индивидуальной деятельности участников.

· Единое управление.

· Единый конечный результат.

· Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей различными субъектами.

Основные признаки совместной деятельности связаны со свойствами субъекта совместной деятельности . К его характеристикам относятся:

· Целенаправленность (стремление к одной цели).

· Мотивированность.

· Уровень целостности или интегрированности (внутреннее единство составляющих элементов). Целостность определяется по частоте и интенсивности контакта между участниками; уровню функциональной взаимосвязанности; отношению числа совместных функций к общему числу функций.

· Структурированность (четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственностей). Показателями данной характеристики являются: доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, страховка, дублирование) и способы принятия ответственности за выполненные функции (концентрация, распределение ответственности и т.д.).

· Согласованность (гармоничное сочетание участников групп, взаимная обусловленность их действий).

· Организованность (управляемость) – упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку, способность действовать планомерно.

· Результативность (продуктивность).

· Пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Основные понятия и сущность сервисной деятельности

Сервисная деятельность - это вид деятельности, на­правленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Реализация сервиса осуществляется через сферу услуг с ее наиболее развитым компонентом - сферой обслуживания.

В соответствии с российским ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» услуга (service)- это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также соб­ственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребно­сти потребителя.

Исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю. В качестве производите­лей услуг выступают коллективы, конкретные работники предпри­ятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, ме­неджеры и предприниматели.

Потребитель - гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Потребителями услуг являются покупатели, клиенты, заказ­чики, посетители, пользователи.

Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществ­ленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиаль­ное назначение услуг, их общественная функция - непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.

Полезный эффект от услуги - это совокупность полез­ных свойств услуги, непосредственно направленных на удов­летворение той или иной потребности человека.

Результатом услуги является восстановление (измене­ние, сохранение) потребительских свойств товара, создание по заказу нового изделия, перемещение, создание условий потребления, обеспечение или поддержание здоровья, ду­ховное или физическое развитие личности, повышение про­фессионального мастерства.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реаль­ной услуги.

Идеальная услуга - это абстрактная, теоретическая мо­дель того или иного вида сервисной деятельности. Она вклю­чает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.

Реальная услуга - это конкретные материальные дей­ствия, направленные на удовлетворение потребностей потре­бителя. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

СХЕМА Сервисные организации оказывают материальные и со­циально-культурные услуги.

Материальные услуги - это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищ­но-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и т. д.

Социально-культурные услуги - это услуги, удовлет­воряющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Со­циально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К со­циально-культурным услугам относятся медицинские услу­ги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг (собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).

Материальные и социально-культурные услуги являют­ся взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопут­ствует потребление услуг, например, услуг по послепродаж­ному обслуживанию, а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при по­треблении услуг общественного питания потребитель полу­чает товар - продукты питания, место потребления про­дуктов питания, услугу по подаче блюд и напитков, психо­логическую разгрузку.

Сфера обслуживания населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Обслуживание - деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

Предоставление услуги с точки зрения процессного управления можно подразделить на отдельные эта­пы:

СХЕМА обеспечение необходимыми ресурсами, технологический про­цесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслу­живания.

Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, она участвует в общей системе экономических отно­шений и подчиняется общим экономическим законам, действую­щим в данном обществе.

Как правило, в экономической литературе к сфере услуг относят: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, жилищ­но-коммунальные услуги, услуги системы образования и культуры, туристско-экскурсионные услуги, медицинские и санитарно-оздоровительные услуги, услуги правового характера и другие.

Структура затрат в сфере услуг резко отличается от таковых, например, в промышленности и строительстве. Так, материальные затраты, включая амортизацию, в театрах составляют 13,3%, в цир­ках - 17%, в концертных организациях - 3,5%, в парках - 20,3%, а в промышленности - 82,8%, в строительстве - 64,8%.

Производство или оказание услуг с давних времен составляло существенную часть хозяйственной деятельности человека и его социально-общественной жизни. Именно наличие услуг как соци­ально-общественного института, как формы взаимоотношения людей, как полезной деятельности и, наконец, как акта доброй воли конкретного человека является атрибутом человеческого общества и бытия. Можно утверждать, что именно услуги отражают и вопло­щают в себе уровень развития общества и не только его производи­тельных сил, но и духовного, нравственного состояния.

В настоящий момент под услугой понимается работа (совокуп­ность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и по­требностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость.

Отличительными особенностями услуг являются:

1) неосязаемость , то есть их нематериальный характер, другими словами, услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания. Хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресурсы, оборудование;

2) услуги нельзя хранить , то есть процесс предоставления и по­требления услуг протекает одновременно, и потребители яв­ляются непосредственными участниками этого процесса;

3) оказание услуг - это деятельность , поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит;

4) изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения.

Основное и принципиальное отличие услуги от товара за­ключается в следующем. Товар есть материализованный и отчуж­денный от производителя результат труда. Процесс доведения то­вара до потребителя осуществляется посредством стандартного на­бора процедур (передача продукта в оптовую и розничную торговлю и последующая его продажа). При производстве же услуг отсутству­ют стадии «хранение» и «продажа» (фактически производство ус­луги совмещено с ее потреблением).

Взаимодействие потребителя и исполнителя услуги про­исходит в процессе обслуживания. Характер взаимодействия зависит от формы предоставления услуги и бывает непосред­ственным (очным) и опосредованным (заочным). При непос­редственном взаимодействии происходит прямой контакт ис­полнителя и потребителя, а при опосредованном - контакт может осуществляться через посредников или вспомогатель­ный персонал исполнителя услуги.

Обслуживание - это деятельность исполнителя услуги, проходящая при непосредственном контакте с потребителем. Процесс обслуживания обеспечивается средствами производ­ства и персоналом сервисного предприятия. Обслуживание включает анализ заказа потребителя, разработку проектов оказания услуг (технических заданий и процесса оказания услуги), поиск компромиссных решений в условиях многова­риантности способов оказания услуг, установление и обеспе­чение необходимого качества услуги, согласование, оформ­ление и доведение услуги до потребителя.

Обслуживание потребителей осуществляется либо в спе­циализированных помещениях сервисного предприятия, либо в любом другом месте, необходимом для выполнения услуги, в соответствии с видом услуги и потребностью заказчика. На ка­чество обслуживания влияют условия обслуживания, которые воздействуют на потребителя в процессе обслуживания.

Таким образом, основой сервисной деятельности явля­ются персонал, выполняющий обслуживание, средства об­служивания и условия обслуживания.

Эффективность работы сервисного предприятия зависит от правильной организационно-управленческой деятельности руководителей. Организационно-управленческая работа вклю­чает:

Планирование сервисной деятельности организации, прогнозирование развития организации при изменении рынка или ассортимента услуг;

Оценку производственных и непроизводственных затрат;

Оптимизацию состава технологического оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня качества услуг;

Организацию контактной зоны для общения с потребителем услуги;

Подбор сотрудников, обладающих психологическими способностями для работы с потребителями.

Таким образом, сервисная деятельность является слож­ным многогранным процессом, который обеспечивается гра­мотным управлением персоналом и ресурсами предприятия, соблюдением требований стандартов обслуживания, соответ­ствием оказываемых услуг запросам потребителей.

Примечание

Лекция сопровождается выдержками из ГОСТ Р 50646 – 2012 «Услуги населению. Термины и определения»

Домашнее задание:

· Законспектировать из ГОСТ Р 50646 – 2012 основные понятия (раздел 1)

Контрольные вопросы

  1. Разница между услугой и обслуживанием?
  2. Опишите этапы услуги с точки зрения процессного управления
  3. Отличительные особенности услуг

  4. Лекция 2 Сервисная деятельность как форма

удовлетворения потребностей человека

В существующей системе деятельности основополагающей является деятельность, направленная на получение индиви­дом средств существования.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, состояния, потребности, интересы и т.д.

Потребности определяются как нужда, или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации.

Базовые потребности - это всеобщие потребности, присущие всем людям, к базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Биологические (естественные) потребности - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования, питания, потребности расширения жизненного пространства, и пр.

Материальные - потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей,

Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности и должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности,

Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. Их можно классифицировать по трем критериям:

1) потребности для других - это потребности, выражающие сущность человека: общения, защиты слабого, в альтруизме -потребности жертвовать собой во имя другого.

2) потребности для себя - потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д.

3) потребности вместе с другими - это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, мира, и т.п..

Духовные потребности. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Ценностно-ориентированные потребности. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности.

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности на­селения с учетом индивидуальных запросов личности посред­ством предоставления услуг, где услуга выступает как един­ство процесса и результата трудовой деятельности по удов­летворению потребностей.

Круг потребностей определяется функциональными осо­бенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:

Освобождение человека от домашних дел (бытовых ме­лочей);

Увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;

Формирование разумных потребностей людей путем вос­питания у них культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.;

Цель сервисной деятельности - удовлетворение потребно­стей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлет­ворение конкретной потребности индивидуального заказчика.

Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделя­ются по функциональному назначению на четыре группы:

1) потребности в изготовлении новых изделий;

2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий;

3) санитарно-гигиенические потребности;

4) социально-культурные потребности.

В зависимости от субъекта, предъявляющего потреб­ность, выделяют потребности индивидуума и коллективные.

Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные. К личным потребностям относятся санитарно-гигиеничес­кие потребности, потребности в образовательных услугах, информационно-консультативных услугах и др.

Общесемейные потребности включают потребности в ус­лугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой тех­ники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др.

Различаются потребности местного и временно прожи­вающего населения. Такое подразделение потребностей акту­ально для регионов с повышенным притоком временного на­селения - зон отдыха и туризма, крупных центров с разви­той сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения.

Существует следующая классификация потребностей:

По источникам (каналам) удовлетворения:

1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания;

2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными пред­принимателями;

3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания.

По частоте возникновения:

1) непрерывно продолжающиеся (постоянные);

2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени);

3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер).

По сезонности возникновения:

1) потребности с сильно выраженной сезонностью;

2) с высокой сезонностью;

3) с умеренной сезонностью;

4) с незначительной сезонностью.

Возникновение потребностей и спрос на услуги подвер­жены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услу­гах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйствен­ных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен при­родно-климатическими факторами.

Понравилась статья? Поделитесь ей