Контакты

Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области. Исполком: «Собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта»

За оставшийся без присмотра и едва не сгоревший архитектурный памятник власти хотят призвать к ответу владельцев квартир, выселенных еще после пожара 2010 года

Дом Свешникова на Кави Наджми, который за последние 7 лет пережил два пожара, не будет снесен ради лакомого кусочка земли в центре города, заверила «Реальное время» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова. Вся ответственность за несохранность объекта культурного наследия Казани ляжет на его собственников, которыми, к слову сказать, являются физические лица. Они же должны будут обеспечить его сохранность на время подготовки всей необходимой документации для дальнейшей реконструкции здания. Подробности - в нашем материале.

Ответственность разделят между собственниками

Как стало известно «Реальному времени», проверка Министерства культуры Татарстана по факту пожара 7 ноября в Доме Свешникова еще не завершена, но на данный момент установлено, что возгорание произошло в пристрое здания.

Пожар произошел в пристрое, который только частично относится к памятнику. Большая часть пристроя к памятнику не относится. То есть горел не сам памятник, а примыкающее к нему здание. Но мы все равно сейчас восстанавливаем степень ущерба и на чьей территории произошел пожар, - рассказала заместитель министра культуры РТ Светлана Персова.

Причина пожара пока не сообщается - после экспертизы соответствующую информацию должны предоставить из МЧС по РТ.

Ситуацию осложняет тот факт, что у здания существуют несколько собственников, каждый из которых владеет несколькими помещениями. Все собственники - физические лица. Их имена редакции не сообщили, но это могут быть как прежние жильцы, так и люди, выкупившие у них помещения.

В любом случае бремя содержания и ответственности за сохранность памятника у нас по закону несет собственник, поэтому здесь целиком и полностью ответственность собственника. Собственник в любом случае будет привлечен к административной ответственности, и дальше будем их всех побуждать к тому, чтобы они проводили необходимые работы в соответствии с законодательством, - комментирует заместитель министра культуры Татарстана.

«Собственник в любом случае будет привлечен к административной ответственности, и дальше будем их всех побуждать к тому, чтобы они проводили необходимые работы в соответствии с законодательством», - комментирует Светлана Персова. Фото Тимура Рахматуллина

Персова поясняет, что договор об охранном обязательстве с этими собственниками заключен не был, поскольку по закону они и так обязаны позаботиться о сохранении объекта культурного наследия. По результатам проверки собственники могут быть привлечены и к административной ответственности за то, что не проводили никаких работ с домом Свешникова еще после пожара 2010 года.

Как люди, перенесшие пожар, могли сделать что-то со зданием, чтобы спасти его от разрушения, - непонятно. Неизвестна и судьба жильцов, равно как и то, почему в отношении их не применялись, например, те же процедуры выкупа, что и в случае с Мергасовским домом .

Исполком: «Собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта»

«Реальное время» также обратилось за комментарием в мэрию города, чтобы подробнее узнать о том, что происходило с объектом культурного наследия за последние годы. Оттуда пришел весьма лаконичный ответ.

«В ответ на Ваш запрос сообщаем, что все помещения в здании по ул. К. Наджми,10 принадлежат частным лицам. По итогам обхода объектов с участием Президента РТ в 2016 году собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта».

С призрачной судьбой, но без сноса

Тем временем Светлана Персова развеивает весьма не беспочвенные опасения по поводу дальнейшей судьбы здания первой половины XIX века. Достаточно вспомнить заново отстроенные гостиницу «Казань» на Баумана, номера «Булгар», десятки утраченных памятников, чтобы понять, что бывает с подобными историческими объектами.

Снести его [Дом Свешникова] невозможно, потому что снос будет равняться уничтожению, - комментирует Светлана Персова.

По словам Персовой, разработка проектов реконструкции здания также входит в обязанности собственников. Фото Олега Тихонова

По ее словам, пока проектов по реконструкции здания нет, поскольку их разработка также входит в обязанности собственников. Сейчас Министерство культуры будет добиваться от них, чтобы они выполнили в первую очередь противоаварийные мероприятия, чтобы начала разрабатываться полноценная проектная документация и здание было законсервировано как минимум на период производства проектных работ.

Дальше уже проектом определяется и очередность, и необходимый объем работ, и приспособление, поскольку от собственников никаких предложений по приспособлению на сегодняшний момент пока не поступало, - комментирует судьбу Дома Свешникова Персова.

«Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле»

Архитектор Сергей Саначин, не менее озабоченный судьбой здания, накануне на градостроительном совете также обратился с вопросами к заместителю министра культуры РТ Светлане Персовой, которая рассказала ему, что здание состоит у них на учете и никто это место не займет.

Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле, - подытожил Саначин.

Обсуждая с корреспондентом «Реального времени» судьбу постройки, архитектор отметил, что в некоторых странах законодательно прописаны определенные сроки и если в центре города за это время не происходит освоение, то государство или муниципалитет имеет право преимущества выкупа. Эксперт предлагает идти по такому пути и в случае с заброшенными культурными объектами спасать их с помощью федерального закона, где можно прописать соответствующую схему.


«Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле», - считает Сергей Саначин. Фото Максима Платонова

Напомним, что ранее помощник президента РТ Олеся Балтусова рассказала , что здание на Баумана, 32 было изъято из-за ненадлежащего содержания. Аналогичный вопрос прорабатывается и по ряду других зданий.

Будет ли такая схема задействована и с домом Свешникова, учитывая отсутствие интереса к объекту самих собственников, неизвестно. Возможность передать по суду здание в собственность государства, по словам Светланы Персовой, пока не обсуждалась.

«Реальное время» продолжает следить за ситуацией.

Мария Горожанинова, Дмитрий Семягин

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: XIX век

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия регионального значения.

Документ о постановке на государственную охрану:

Решение Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры» № 586 от 19.11.1987

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, г. Кириллов, ул. Гостинодворская, д. 12

Краткое описание. В начале ХХ века двухэтажный каменный дом принадлежал купцу Василию Алексеевичу Свешникову, занимавшемуся в городе бакалейной торговлей.

Состояние:

неудовлетворительное

Современное использование: Здание пустует.

ИСТОРИЯ

В начале ХХ века владельцем здания был Василий Алексеевич Свешников. На первом этаже размещался «бакалейно-колониальный» магазин, где можно было приобрести колониальные товары – пряности, сахар, кофе; рядом – каменная кладовая. Дом оценивался губернским земством в 8556 рублей.

В семье Е. К. и В. А. Свешниковых было трое детей: дочери Наталья (1877–1935 гг.) и Евдокия (1878–1951 гг.) и сын Александр (1879–1934 гг.).
Последнему магазины принадлежали в 1910 году. Александр Васильевич Свешников был женат на купеческой дочери Марии Анисимовне Поздыниной из Белозерска.

На плане города 1936 года отмечено, что в доме располагался райком партии. С 1960-х годов до лета 2017 года в нем находилось отделение Сбербанка России.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Двухэтажное каменное здание с подвалом представляет собой хороший пример позднего классицизма с тщатель­ной проработкой деталей и развитым декором. Расположенное в центре города на пересечении Гостинодворской улицы и улицы Преображенского, оно выделяется размерами и прорисовкой фасадов среди застройки Кириллова.

В плане дом имеет прямоугольную форму, вытянутую по продоль­ной оси. Его тяжелый статичный объем завершен невысокой стропильной крышей на четыре ската.

В декоре фасадов использованы позднеклассицистические мотивы. Главный и боковые фасады имеют соответственно семь и пять осей и симметричны относительно центральной. Средние части северного и запад­ного фасадов отмечены ризалитами. Плоскости этих фасадов расшиты ли­нейным рустом, за исключением второго этажа в ризалитах. Оконные проемы в 1-м этаже имеют арочную перемычку, в их основании проходит горизон­тальная тяга. Этажи разделяются карнизом из полочки и полувала.

Окна второго этажа имеют прямоугольную форму и в боковых частях северного и западного фасадов лишены всякого декора. Три окна второго этажа в северном фасаде в ризалите декорированы полуциркульными обрамлениями с замковыми камнями фрагментами руста. На главном фасаде три окна ризалита имеют аналогичный декор, а два идентичны окнам в боковых частях фасадов. Под окнами с арочными обрамлениями находятся филенки, в которых помещалась лепнина, состоящая из двух фрагментов. Ее следы отчетливо видны.

Фриз образован горизонтальными членениями и круглыми медальонами, чередующимися с плоскими прямоугольниками.

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

Здание сохранило свой объем и декор без значительных переделок и утрат. Реставрационные работы не проводились.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Глызина Л.И. Кирилловское купечество и Кирилло-Белозерский монастырь // Кириллов: краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 1998. С. 120–131.

Глызина Л.И. Кирилловские купцы второй половины XIX – начала XX века // Кириллов: краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда, 2001. С. 142–157.

Паспорт памятника истории и культуры г. Кириллов: Дом купца Свешникова // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета (составитель: Н.Д. Троскина).

Материалы для оценки городских недвижимых имуществ Новгородской губернии. Т. 5. Новгород, 1902.

(Город Казань сайт, 10 апреля, Екатерина Андреева). Восстановленный Дом Свешникова, расположенный в Кировском районе Казани, вернет былую славу этой части города. А дальнейшая реконструкция исторических зданий сделает Кировский район привлекательным для потенциальных жителей и инвесторов. Такое мнение выразил Мэр Казани Ильсур Метшин во время осмотра памятника, на котором практически завершены восстановительные работы.

Мэра сопровождали глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов, первый замруководителя Исполкома Казани по экономике, транспорту, земельным и имущественным вопросам Рустам Нигматуллин, владелец здания - генеральный директор ООО «Нефтек» Юрий Тюхтин, представители реставрационной компании. Проведя небольшую экскурсию по зданию, Ю.Тюхтин рассказал главе города о первоначальном состоянии памятника, работах, которые здесь проведены и поделился планами по использованию помещений.

Стоит напомнить, Дом Свешникова - памятник республиканского значения 1833 года постройки - 2 декабря 2011 года. Здание за 4,450 миллиона рублей приобрело ООО «Нефтек». Исторический объект представляет собой двухэтажный дом (общей площадью 829 квадратных метров), расположенный по ул.Гладилова, 22. Площадь земельного участка - 911 квадратных метров.

Работы по восстановлению здания начались в сентябре прошлого года. Владелец сообщил, что на объекте был проделан «просто колоссальный объем работ». «Все стены здания держались, можно сказать, на одном честном слове. Любая стена, которую мы начинали разбирать, сразу начинала разрушаться, по ней ползли трещины», - рассказал Ю.Тюхтин.

В здании, по словам гендиректора ООО «Нефтек», все сохранено в абсолютно аутентичном виде - крыша, деревянные перекрытия между этажами, перемычки на мансардном этаже. Они, к слову сказать, не менялись, а остались «родными», так как почти 200-летние балки изготовлены из высококачественного материала - цельного дуба, лиственницы, сосны. Не нанесли им вреда и последние 2 десятилетия, когда дом стоял неотапливаемый и практически без крыши.

Сохранена на 100% и кирпичная кладка. «Все старые кирпичи собирали и использовали при восстановлении кладки и в здании, и в подвале», - добавил Ю.Тюхтин. Что касается подземной части здания, то она не значилась в технических паспортах БТИ, но после полной расчистки открылись роскошные подвалы с кирпичной арочной кладкой. Кстати, после открытия подвала начала работать вентиляция, которая была заложена в доме почти 200 лет назад. Это, по мнению Ю.Тюхтина, говорит о высоком уровне проекта (архитектором выступал А.К.Шмидт) и профессионализме строителей того времени.

В здании полностью восстановлена лепнина и пилястры. Так, в большом зальном помещении на втором этаже (у купца Свешникова оно было предназначено под гостиную) сегодня потолочная лепнина выглядит так, как это было сделано в XIX веке. В процессе строительства у собственника была возможность поделить этот зал на 3 части - так проще найти ему применение. «Но все это порушить и порезать рука не поднялась», - рассказал владелец памятника.

Ильсур Метшин высоко оценил работы, проведенные при восстановлении памятника. «Видно, что сделано, во-первых, с любовью, во-вторых, профессионально, - отметил Мэр. - Благодаря таким зданиям Кировский район становится не только промышленным районом Казани, а возвращает себе ту славу, которая была и при Алафузове, и при Свешникове. Раньше в объявлениях об обмене жилья писали - «Кировский не предлагать». Сегодня такие здания повышают интерес к району и со стороны потенциальных жителей, и со стороны инвесторов».

Предполагается, что помещения в восстановленном памятнике будут сдаваться в аренду. «Здание возвращается к своему функциональному назначению», - рассказал Ю.Тюхтин. Отметим, что с 1890 года здесь располагалась хозрасчетная контора, то есть фактически оно еще в конце XIX века стало административно-хозяйственным. До этого дом был жилым, в нем обитала многочисленная семья купца-старовера Свешникова.

Говоря о средствах, потраченных на восстановление дома, Ю.Тюхтин сообщил, что уже сегодня они более чем в 10 раз превышают стоимость выкупа памятника. «Мы просчитываем эффект от вложенных средств. Но в данном случае выгоду надо оценивать какими-то другими категориями», - признался Юрий Тюхтин.

«Я считаю, что получился очень хороший результат. Огромное спасибо за поддержку городским властям. Мы не потеряли ни одного дня, так как атмосфера была абсолютно рабочая. Мы хотим работать в Казани», - резюмировал предприниматель.

«Собственник - наш земляк, сейчас он живет в Лондоне, но вкладывается в Казань, что очень радует. Как говорится в татарской поговорке «Кровь все равно тянет». Вот такие должны быть казанцы - взявши слово, исполнить его», - отметил в свою очередь Ильсур Метшин.

В ближайшее время, после того как установится благоприятная погода, возле дома будет проведено благоустройство, заасфальтирована территория под паркинг. Также будет проведено благоустройство территории школы №81 (она примыкает к территории памятника). А вдоль довольно оживленной ул.Гладилова будет построено ограждение, чтобы в окна и на стены восстановленного здания не летели пыль и грязь.

«Положим асфальт, посадим деревья, будет очень красиво», - отметил владелец. Он также добавил, что Дом Свешникова после проведения всех работ, в нынешнем состоянии без каких-либо капитальных вмешательств может легко простоять и 100, и 200 лет.

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

На сайт уже неоднократно поднимался вопрос о сохранении единственного оставшегося на улице Ленина (бывшей Никольской) деревянного строения Морозовской эпохи – дома бывшего дома директора правления товарищества мануфактур «Викула Морозов с сыновьями» Степана Никифоровича Свешникова, расположенного напротив современного здания Администрации:

Напомним, что дом Свешникова является прекрасно сохранившимся образцом городской усадьбы конца XIX века. Он примечателен прежде всего красивым резным декором главного фасада, выполненным в стиле традиционного русского деревянного зодчества и даёт представление об особенностях городской застройки Орехово-Зуева рубежа ХIХ–ХХ веков. О необходимости сберечь дом Свешникова неоднократно говорили орехово-зуевские краеведы В.С. Лизунов, Г.Д. Красуленков, В.Н. Алексеев. В начале 2012 года инициативной группой было направлено письмо в Министерство культуры Московской области с просьбой не допустить сноса дома Свешникова, на которое был дан положительный ответ бывшего министра культуры Московской области Г.К. Ратниковой.


К сожалению, ситуация осложняется тем, что в здании с 30-х годов ХХ века размещается туберкулёзный диспансер. В связи с выводом этого учреждения за пределы города Администрацией городского округа Орехово-Зуево принято решение о ликвидации здания. В 2013 году представители инициативной группы «Морозовцы», поставившей своей целью защиту сохранившихся в Орехово-Зуево архитектурных памятников Морозовской эпохи – Любовь Малютина, Сергей Жарков, Клим Булавкин – неоднократно обращались к руководству города и в Министерство культуры Московской области с просьбой сберечь уникальное строение от сноса и сохранить его для будущих поколений.

Ясно, что, учитывая настроения горожан, обеспокоенных проблемой туберкулёза, вопрос о спасении дома Свешникова от сноса многим кажется бессмысленной затеей. Однако прежде чем уничтожать культурно-исторический объект, стоит всё-таки ещё раз как следует взвесить все доводы «за» и «против». Собирая материалы по истории этого дома, я обнаружил весьма любопытные сведения, которые заставляют по-новому оценить его значимость для истории и культуры Орехово-Зуева.


В музее МГОГИ хранится необычный экспонат – машинописный литературно-художественный альманах 1957 года издания, где под редакцией профессора Авраамия Алексеевича Кайева собраны произведения преподавателей и студентов Орехово-зуевского педагогического института того времени. Тираж этого альманаха – всего 4 экземпляра. Среди прочих материалов там есть воспоминания некоего К.И. Малышева, записанные студентом А. Шавриным, под заголовком «Из истории революционного движения в г. Орехово-Зуево». Речь там идёт о работе одного из первых революционных кружков, возникших в городе, члены которого вели пропаганду социал-демократических идей среди рабочих морозовских фабрик. В частности, К.И. Малышев вспоминает: «...К середине 1905 года у кружка скопилось много нелегальной литературы, начиная от «Искры» и прокламаций и кончая солидными изданиями. Библиотекарем был А.Л. Балкин. Балкин хранил литературу у своей тётки, которая жила в том доме, где теперь помещается тубдиспансер. Она была экономкой у Саввы. В этом доме Савва останавливался, когда приезжал в Орехово, большей частью же он жил в Москве (деталь: и тётка, и Савва очень любили чай и знали в нём толк). И вот, если кружку нужна была литература, то Балкин шёл в баню и под этим предлогом заходил к тётке за бельём, захватывая на обратном пути литературу. Никто и не подозревал, что в доме Морозова, в сундуке, под бельём хранится нелегальная литература. Место хранения литературы Балкин держал в тайне ото всех членов кружка и лишь впоследствии сообщил об этом Малышеву и Ануфриеву...» (С. 92)


Таким образом, из данного текста мы узнаём, что сам С.Т. Морозов в последние годы жизни, приезжая в Орехово, нередко останавливался именно в доме Свешникова. В связи с этим уместно вспомнить, что в среде орехово-зуевских литераторов вплоть до 50-х годов ХХ века бытовало мнение, что именно в доме Свешникова гостил А.М. Горький, приезжая в Орехово к Савве Морозову. Об этом, в частности, ещё в молодости слышал наш известный писатель, руководитель «Основы» В.А. Бахревский от старшего наставника многих орехово-зуевских поэтов А.А. Кайева. Учитывая факт, что Савва, приезжая в Орехово, предпочитал гостить именно в доме Свешникова, весьма вероятно, что и Горького он принимал там же. Примечательно и то, что уже после революции, в 1925 – 1926 годах на веранде этого дома проходили первые заседания созданного тогда в Орехово-Зуеве литературного объединения «Основа».

Дом Свешникова – это действительно культурное достояние нашего города, и было бы большой ошибкой бездумно уничтожить его, как были уничтожены 30 казарма, трактир Конфеева и многие другие памятники городской истории. Конечно, тот факт, что в доме Свешникова размещался туберкулёзный диспансер, сильно осложняет проблему сохранения и дальнейшего использования здания. Однако в наши дни существует Институт Спецреставрации, имеются современные технологии, позволяющие сделать строение безопасным, и консультации с руководством данной организации уже ведутся. Это непросто, но, если мы действительно любим свой город, его историю и культуру, разве не стоит попытаться спасти памятник от разрушения?

Фото Татьяны Алексеевой

Понравилась статья? Поделитесь ей