Контакты

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ Обучение безопасным приемам работ

Тема № 4 Обеспечение электробезопасности.

Действие электрического тока на организм человека носит сложный и разносторонний характер. Проходя через организм человека электрический ток оказывает на него сложное воздействие – совокупность термического (нагрев тканей и биологических сред), электролитического (разложение крови и плазмы) и биологического (раздражение и возбуждение нервных волокон и других органов и тканей организма).

Многообразие действия электрического тока на организм человека можно, в конечном итоге, свести к двум видам поражений: электротравмы и электроудары.

ЭЛЕКТРОТРАВМЫ. Электрические ожоги – наиболее распостраненный вид электротравм. Различают два вида электроожогов: токовый (или контактный) и дуговой. Токовые ожоги наиболее часто возникают в электроустановках напряжением до 1000 вольт. В большинстве случаев они достаточно легкие. А дуговые ожоги обусловлены воздействием на тело электрической дуги. Такие ожоги возникают в электроустановках напряжением свыше 1000 вольт и, как правило, носят тяжелый характер. Дуга может вызвать обширные ожоги тела, выгорание тканей на большую глубину, бесследное сгорание больших участков тела.

Электрические знаки или электрометки – это четко очерченные пятна серого или бледно-желтого цвета на поверхности кожи. Электрические знаки в большинстве случаев безболезненны и проходят сравнительно быстро. Постепенно слой кожи приобретает первоначальный цвет.

Металлизация кожи – это проникновение в ее верхний слой мельчайших частичек металла, расплавленных под действием электрической дуги. Может возникнуть при коротком замыкании или при отключении рубильников под нагрузкой.



Механические повреждения – возникают от резких судорожных движений в результате действия электрического тока. Это приводит к ударам, вывихам, переломам – серьезным травмам, требующим длительного лечения.

ЭЛЕКТРОУДАРЫ – это возбуждение живых тканей организма человека проходящим через него электрическим током, сопровождающееся сокращениями мышц. При этом исход воздействия тока на организм может быть различным: от легкого судорожного сокращения мышц пальцев рук до прекращения работы сердца и наступления смерти.

Сопротивление тела человека различно, для расчетов оно принимается равным 1000 ом. Факторами, влияющими на исход поражения электрическим током являются: сила тока, продолжительность воздействия, частота, путь прохождения тока, индивидуальные особенности и свойства организма, факторы окружающей среды.

Основным фактором, обуславливающим ту или иную степень поражения человека, является сила тока. Для характеристики воздействия электрического тока на человека установлены три критерия: пороговый ощутимый ток – 0,5 – 1,5 мА (наименьшее значение силы электрического тока, вызывающего при прохождении через организм человека ощутимые раздражения); пороговый неотпускающий ток 10 – 15мА (наименьшее значение силы электрического тока, вызывающее судорожное сокращение мышц руки, в которой зажат проводник) и пороговый фибрилляционный ток 50 – 100 мА (наименьшее значение силы электрического тока, вызывающего при прохождении через тело человека фибрилляцию сердца – хаотические и разновременные сокращения сердечной мышцы, полностью нарушающие его работу). При силе тока в 100 мА происходит остановка сердца, кровообращение прекращается. Ток, вызывающий у одного человека лишь слабые ощущения, для другого может оказаться неотпускающим. Это зависит от состояния нервной системы, физического развития человека. Для женщин, например, пороговые значения тока примерно в 1,5 раза ниже, чем для мужчин.

На исход поражения сильно влияет сопротивление тела человека, которое изменяется в очень больших пределах. Наибольшим сопротивлением обладает верхний слой кожи толщиной около 0,2 мм, состоящий из мертвых ороговевших клеток.

Длительность протекания тока через тело человека очень сильно влияет на исход поражения в связи с тем, что с течением времени резко падает сопротивление кожи человека, более вероятным становится поражение сердца и накапливаются другие отрицательные последствия.

Существенное значение имеет и путь тока через организм человека. Наибольшая опасность возникает при непосредственном прохождении тока через жизненно важные органы: сердце, легкие, головной мозг. Статистика показывает, что число травм с потерей сознания при прохождении тока по пути «правая рука – ноги» составляет 87%, а по пути «нога – нога» - 15%. Самый опасный путь прохождения тока – «рука – рука».

Степень поражения зависит также от рода и частоты тока. Наиболее опасным является переменный ток частотой от 20 до 1000 герц. Переменный ток опаснее постоянного, но это характерно только для напряжений до 250 – 300 вольт. При больших напряжениях опаснее становится постоянный ток.

Индивидуальные свойства человека и состояние окружающей среды оказывают заметное влияние на тяжесть поражения. Заболевания человека делают его наиболее восприимчивым к электрическому току. Поэтому к эксплуатации электроустановок допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр.

Величина тока, проходящего через тело человека, зависит от приложенного напряжения (напряжения прикосновения) и электрического сопротивления тела человека. Напряжением прикосновения называется напряжение между двумя точками электрической цепи, которых одновременно касается человек.

Классификация помещений по электроопасности.

1. Помещения без повышенной опасности – это помещения, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную опасность.

2. Помещения с повышенной опасностью – относительная влажность более 75%, наличие токоведущей пыли, оседающей на токоведущие части, токопроводящие полы (металл, железобетон, земля), температура воздуха выше + 35 градусов, возможность одновременного прикосновения к металлическому корпусу электроустановки и конструкции, соединенной с землей.

3. Особо опасные помещения - относительная влажность в помещении близка к 100%, присутствует химически активная или органическая среда, а также помещения с двумя или более условиями повышенной опасности одновременно. УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ, КАК ОСОБО ОПАСНЫЕ.

Анализ несчастных случаев, связанных с действием электрического тока позволяет выявить их наиболее вероятные причины, которые можно условно разделить на следующие группы:

Случайное прикосновение к токоведущим частям;

Появление напряжения на металлических частях в результате пробоя или повреждения изоляции:

Появление напряжения на токоведущих частях в результате ошибочного включения напряжения:

Возникновение короткого замыкания:

Разряды молний непосредственно в электроустановку:

Возникновение шагового напряжения на поверхности земли или основания и непосредственного соприкосновения человека с двумя точками земли или основания, находящимися под разными потенциалами (включение под «напряжение шага»).

Помощь при кровотечении.

Различают наружное и внутреннее кровотечение. Наружное кровотечение возникает при различных ранениях, сопровождающихся повреждением артериальных и венозных кровеносных сосудов. Наиболее опасно артериальное кровотечение, при котором кровь вытекает быстро, пульсирующей струей и имеет алую окраску. Венозное кровотечение, даже если оно и сильное, характеризуется «наплыванием» крови из глубины раны и отсутствием пульсации; цвет крови темно-красный с синюшным оттенком.

При остановке кровотечения нельзя терять ни одной секунды, в том числе на поиски стандартных средств для остановки кровотечения. Самым первым по очередности и самым простым способом остановки кровотечения является пальцевое прижатие кровоточащего сосуда или тампонада раны. Оказывающий помощь пальцем или кулаком прижимает непосредственно то место, откуда вытекает кровь и держит до тех пор, пока кровотечение не остановится, или пока не будут применены другие способы его остановки. Желательно (но не обязательно) использование стерильных тампонов, которые следует положить на рану и через них производить пальцевое прижатие кровоточащего сосуда.

В случае не очень сильного кровотечения тампон, положенный на рану, можно туго прибинтовать к пораженной части тела и таким образом добиться полной остановки кровотечения.

Наложение жгута является эффективным способом полной остановки артериального кровотечения при неконтролируемом кровотечении в конечностях. Однако этот способ должен применяться, как крайнее средство, поскольку практически всегда наложение тугой повязки и пальцевое прижатие артерий является достаточным для полной остановки артериального кровотечения. Человек, оказывающий первую помощь, должен помнить, что наложение жгута на конечность прекращает поступление крови к отделам, расположенным ниже жгута, что может привести к повреждению нервов, кровеносных сосудов и, в конечном итоге, к потере конечности.

Место наложения жгута выбирают таким образом чтобы оно оказалось ближе к сердцу по отношению к месту расположения раны. Конечность перед наложением жгута поднимают вверх и удерживают в таком положении несколько минут для того, чтобы прошел отток крови. Затем на предполагаемое место наложения жгута помещается прокладка из любой мягкой ткани и жгут накладывается с таким усилием, чтобы только остановилось кровотечение.

Несколько слов о внутреннем кровотечении. Внутреннее кровотечение выявить гораздо труднее, чем наружное, так как признаки и симптомы его выражены не так ярко и могут проявиться лишь спустя некоторое время. Признаки внутреннего кровотечения:

Посинение кожи (образование «синяка») в области травмы;

Мягкие ткани болезненные, опухшие или твердые на ощупь;

Учащенный слабый пульс;

Частое дыхание;

Бледная кожа, прохладная или влажная на ощупь;

Чувство неутолимой жажды;

Тошнота и рвота;

Чувство волнения или беспокойства у пострадавшего;

Кровотечение из естественных отверстий организма (нос, рот и т.д.);

Первая помощь – холодный компресс или лед (лед нужно завернуть в марлю). Холод необходимо прикладывать на 15 минут через каждый час. Немедленно вызвать медицинских работников. По возможности определить, нет ли серьезных травм внутренних органов.

Несколько слов о кровотечении, которое встречается достаточно часто – о носовом кровотечении. Нос человека пронизан множеством кровеносных сосудов, повреждение которых может вызвать обильное кровотечение. Травмы носа обычно бывают вызваны ударами или механическим повреждением (дурная привычка палец в нос до отказа). Высокое кровяное давление также может явиться причиной кровотечения из носа. Первая помощь при носовом кровотечении:

Попросить пострадавшего сесть, слегка наклонить голову вперед и зажать ноздри на 10-15 минут, кровотечение должно прекратиться;

Если под рукой есть вата, можно вставить в нос ватные тампоны;

После остановки кровотечения просим пострадавшего не сморкаться, не тереть нос и не ковырять в носу, чтобы не вызвать повторного кровотечения;

Если кровотечение не останавливается, у пострадавшего высокое кровяное давление, немедленно вызываем врача;

Если пострадавший теряет сознание, положить его на бок, чтобы дать крови свободно вытекать из носа и немедленно вызывать врача.

Первая помощь при ранениях.

При незначительных ранениях существуют следующие признаки:

При капиллярном кровотечении кровь как бы сочится из ранки;

Кровь вытекает под низким давлением;

Кровь не такая яркая, как при артериальном кровотечении;

Свертывание крови происходит быстро.

Первая помощь при незначительных ранениях состоит в следующем:

Промыть рану раствором антисептика или просто водой с мылом;

Для очистки загрязненных ран используем чистую салфетку или стерильный тампон, всегда начинаем от середины раны и двигаемся к краям;

Ни в коем случае не используем спирт для промывания ран;

Накладываем небольшую повязку;

Направляем пострадавшего к врачу или вызываем скорую помощь, если есть реальная угроза инфицирования раны или необходимо наложение швов;

Оказание первой помощи при серьезных (значительных) ранениях.

Если при ранении в ране пострадавшего имеется инородный предмет, то:

Ни в коем случае не извлекаем инородный предмет из раны, т.к. можно еще более усугубить ранение;

Принимаем все меры к остановке кровотечения;

Накладываем повязку вокруг инородного предмета, фиксируем его для исключения его перемещения;

Немедленно вызываем скорую помощь.

Первая помощь при ранении брюшной полости:

Осторожно положить пострадавшего на спину;

Удалить одежду вокруг раны;

Наложить на открытую рану влажную чистую тампон-повязку (можно использовать воду из-под крана);

При выходе внутренних органов из брюшной полости ни в коем случае не вправляем их обратно;

Первая помощь при сквозном ранении грудной клетки:

Немедленно вызываем скорую помощь;

Просим пострадавшего сделать глубокий вдох;

Закрываем рану повязкой, не пропускающей воздух (можно использовать кусок полиэтилена);

Один край оставляем открытым, чтобы воздух выходил при выдохе и не попадал при вдохе;

Первая помощь при обмороке.

Обморок – это частичная или полная потеря сознания на короткое время вследствие временного снижения притока крови к мозгу. Обморок может возникнуть вследствие переутомления, на фоне физического или морального (эмоционального) перенапряжения, при недоедании (голодный обморок), при сильном испуге. Иногда обморок имеет место при приеме лекарственных средств, при понижении артериального давления. Некоторые люди, например престарелые люди, беременные женщины падают в обморок при резком изменении положения тела: при первых шагах сразу же после положения сидя или при быстром подъеме на ноги после положения лежа. Развитию обморока способствуют перегревание, работа в плохо вентилируемом помещении, духота.

При обмороке человек бледнеет, может учащаться дыхание, пульс становится слабым, потеря сознания длится от нескольких секунд до 20-30 минут. При длительном глубоком обмороке могут появиться судороги. Очень часто люди чувствуют приближение обморока и могут пожаловаться на плохое самочувствие.

Первая помощь заключается в том, что пострадавшего укладывают так, чтобы голова была несколько ниже туловища и ног. Шея и грудь освобождаются от стесняющей одежды, лицо опрыскивают холодной водой, дают понюхать нашатырный спирт. При восстановлении сознания не следует сразу же разрешать пострадавшему вставать или садиться.

Первая помощь при ушибах.

На место ушиба накладывается тугая повязка с помощью бинта. После этого можно приложить холод на 10-15 минут.

Первая помощь при ожогах.

Ожоги возникают в результате воздействия на ткани тела горячих жидкостей, предметов или открытого пламени (термические ожоги), или вследствие попадания на покровы тела или слизистые оболочки агрессивных сред – кислот или щелочей (химические ожоги).

Различают 4 степени ожогов:

1 степень – покраснение кожи;

2 степень – покраснение кожи с образованием пузырей;

3 степень – выгорание кожи;

4 степень – выгорание кожи и более глубоко лежащих тканей вплоть до костей.

При термических ожогах следует возможно быстрее применить местное охлаждение холодной водой из-под крана, при помощи пузыря со льдом или путем применения специальных криопакетов (например хлорэтил) в течение 15-20 минут. Не следует вскрывать или удалять пузыри или производить еще какие-либо манипуляции с обожженной поверхностью.

На область ожога следует наложить сухую марлевую повязку, которую затем можно смочить антисептической жидкостью (расвором фурациллина, 2% раствором марганцевокислого калия и т.п.) или в простейшем варианте – холодной водой.

При химических ожогах кислота смывается мыльной водой или 1%-2% раствором соды, а щелочь – раствором уксусной или лимонной кислоты.

Первая помощь при вывихах.

Вывих – это частичное или полное выхождение суставного конца кости из суставной впадины другой кости. Чаще других происходят вывихи в плечевом суставе (вывих плеча) и в тазобедренном суставе (вывих бедра). Во всех случаях вывихов наблюдается хорошо заметное изменение формы сустава, которое легко обнаружить при сравнении с формой нормального симметричного сустава. Движения в вывихнутой части сустава крайне болезненны и ограничены.

При оказании первой помощи ни в коем случае недопустимо пытаться вправить сустав до прибытия врача. Требуется только максимальная иммобилизация (обездвиживание) вывихнутой кости с помощью шин или косынок.

безопасным методам и приемам выполнения работ.

Тема №1. Трудовое законодательство в области охраны труда.

Прежде чем говорить об основных нормах законодательства Российской Федерации в области охраны труда, необходимо ввести понятие, что же такое охрана труда. Оно изложено в ст. 209 Трудового Кодекса РФ. Итак, охрана труда - система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Весь комплекс мероприятий по охране труда включает в себя, в первую очередь, определенный перечень требований охраны труда, сочетающий права, обязанности и ответственность, который обязателен как для работников, так и для работодателей.

Статья 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 17 июля 1999 года строго регламентирует право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. А это значит, что каждый работник имеет право на:

Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;

Отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

Обеспечение средствами защиты за счет средств работодателя;

Обучение безопасным методам и приемам труда;

Профессиональную переподготовку в случае ликвидации рабочего места;

Запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами государственного надзора и контроля;

Обращение в любые административные инстанции, а также в профсоюзы по вопросам охраны труда;

Личное участие или участие своих представителей в рассмотрении вопросов, касающихся безопасных условий труда на его рабочем месте, а также в расследовании происшедших с ним несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

Внеочередные медицинские осмотры в соответствии с медицинскими рекомендациями и сохранение среднего заработка на период этих осмотров;

Компенсации и льготы, установленные законодательством, если он занят на работах с вредными или опасными условиями труда.

Безусловно, любая норма, требование, правило превратятся в пустой звук без строгой трудовой дисциплины. Поэтому дисциплина труда – не абстрактное понятие, не набор лозунгов и призывов, а жизненная необходимость. Это обязательное для всех работников подчинение правилам, определенным с соответствии с Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следовательно, обязательное подчинение всем правилам, связанным с охраной труда – неотъемлемая составная часть трудовой дисциплины.

Для поддержания твердой трудовой дисциплины и, в частности, неуклонного соблюдения всех норм охраны труда, необходима разумная дисциплинарная практика, т.е. сочетание поощрений и взысканий. Трудовым Кодексом РФ определены следующие виды дисциплинарных взысканий:

Замечание;

Выговор;

Увольнение по соответствующим основаниям.

Гражданин пришел на предприятие для трудоустройства. Он имеет специальность, квалификацию, которые востребованы на данном предприятии, или же желает получить на предприятии определенную специальность и квалификацию. Предприятие может принять его на работу по данной специальности или же в процессе производственного обучения предоставить возможность освоить ту или иную специальность и, впоследствии, получить соответствующую классную квалификацию. При взаимном согласии между гражданином и предприятием наступают трудовые отношения.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

Что же такое трудовой договор и каково его основное содержание?

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Права и обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.

Работодатель обязан обеспечить:

Безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов;

Применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда;

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

Расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

Беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ознакомление работников с требованиями охраны труда;

Разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

Работодатель имеет право:

Останавливать работу участка, цеха, если ее продолжение угрожает жизни работающих;

Отстранять лиц, не прошедших аттестацию (проверку знаний) по вопросам охраны труда;

Поощрять работников предприятия за обеспечение надлежащего состояния охраны труда;

Издавать приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности работников предприятия за плохую организацию работ по охране труда и невыполнение ими своих обязанностей по охране труда, а также за несоблюдение законодательства по охране труда.

В тоже время нельзя говорить об эффективности работы в области охраны труда, если каждый работник на своем рабочем месте не будет выполнять свои обязанности по охране труда. Рассмотрим эти обязанности более подробно.

В вопросах обеспечения охраны труда на предприятии работник обязан:

Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

Правильно применять индивидуальные и коллективные средства защиты;

Немедленно сообщать своему непосредственному начальнику о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;

Проходить обучение, инструктажи, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. /часть 3, раздел 3, глава 10, ст.56 ТК РФ/.

Рассмотрим содержание трудового договора. В трудовом договоре указываются:

Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор;

Сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя (если это – физическое лицо);

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) для работодателя;

Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

Место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются:

Место работы. В случае, когда работник принимается для работы в обособленном структурном подразделении – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ;

Дата начала работы;

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты;

Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

Компенсации за тяжелую работу и (или) работу с вредными и опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными Федеральными законами;

Кроме того, в трудовом договоре могут предусматриваться и дополнительные условия:

Об испытании;

О неразглашении охраняемой законом тайны;

Об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

О видах им условиях дополнительного страхования работника;

Об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

Уже в самом определении трудового договора говорится о том, что работник обязуется ……. соблюдать требования внутреннего трудового распорядка . Необходимо внести понятие, что такое трудовой распорядок.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регламентирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правила внутреннего трудового распорядка для работников ГУП «Горэлектротранс» являются приложением к коллективному договору и утверждены Генеральным директором 21.08.2002 года. Наряду с основными положениями в них изложены, в частности, обязанности работников.

Работник обязан:

Честно и добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать дисциплину труда – основу порядка на производстве, своевременно и точно выполнять распоряжения работодателя, использовать все рабочее время для производительного т руда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам исполнять их трудовые обязанности;

Повышать производительность труда, своевременно и тщательно исполнять свою работу, улучшать ее качество;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, не допускать курения на территории предприятия (кроме специально отведенных мест);

Принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих или затрудняющих нормальное производство работы (простой, авария) и немедленно сообщать о случившемся работодателю;

Бережно относиться к имуществу предприятия и других работников, эффективно использовать оборудование, бережно относиться к приборам и другим предметам, выдаваемым в пользование работникам, экономно и рационально расходовать материалы, электроэнергию и другие материальные ресурсы;

Незамедлительно сообщать работодателю, либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя;

Выполнять установленные нормы труда.

На понятии рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая следует остановиться особо. Не случайно в соответствии с ТК РФ разработано специальное «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» , утвержденное приказом Министра транспорта Российской Федерации №127 от 18.10.2005 года.

В «Положении…» говорится, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в депо;

Время управления трамваем на линии;

Время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;

Время простоев трамваев на линии;

Время нахождения водителя в резерве;

Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, которые работают по календарю 5-дневной рабочей недели, нормальная продолжительность ежедневной смены не может превышать 8 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может соблюдаться установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 месяц.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены водителей) не может превышать 10 часов.

Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.


3.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу .

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится при их переподготовке и обучению другим рабочим профессиям , а также в виде специального обучающего курса (тренинга), по мере необходимости при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения работниками работ с повышенным уровнем профессионального риска или на опасных производственных объектах.

3.2 Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ работников отдельных отраслей и производств определяются работодателем на основе соответствующих отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов по безопасности ведения работ и охране труда.

3.3 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят по рабочим программам, разработанным и утвержденным работодателем в соответствии с Примерной программой обучения по охране труда (теоретическая часть) и практическими задачами конкретного рабочего места.

3.4 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят в специально созданных учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, в учебных и действующих рабочих местах под руководством инструктора производственного обучения, прошедшего соответствующее обучение по охране труда и имеющего большой практический опыт.

3.5 Обучение безопасным методам и приемам труда работников рабочих профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, завершается экзаменом либо письменным тестированием. Рабочему, успешно сдавшему экзамен, выдают удостоверение (или оформляют допуск) на право самостоятельной работы.

3.6 Все работники рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенным уровнем профессионального риска - более одного года, также должны пройти обучение по безопасным методам и приемам труда до начала самостоятельной работы.

3.7 Вопросы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и обучения требованиям охраны труда должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной подготовки работников рабочих профессий, переподготовки, получения второй профессии, повышения квалификации, проводимых непосредственно работодателем или в обучающих учреждениях.
^

4 Проведение стажировки на рабочем месте


4.1 Стажировка - производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ.

4.2 Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда либо имеющих перерыв в работе более года, проведение стажировки на рабочем месте со сдачей экзаменов , а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

4.3 Продолжительность и содержание стажировки устанавливается работодателем (или уполномоченным им лицом), направляющим работника на обучение, исходя из ее целей.

4.4. Подведение итогов стажировки для лиц, принятых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проводится в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда, утвержденных работодателем.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки работника, уровень его знаний требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности), оформляет соответствующий протокол (приложение 5) и запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

4.5. При удовлетворительных итогах стажировки работодатель (или уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) работники, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны пройти повторную проверку знаний требований охраны труда в течение одного месяца.
^

5 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим


5.1 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве проводится работодателем (или уполномоченным им лицом) в течение месяца при приеме на работу для всех вновь принимаемых на работу лиц, при переводе на новую работу, а также в силу производственной необходимости для отдельных работников, работающих самостоятельно или в группе в условиях повышенного уровня профессионального риска травмирования или острого профессионального заболевания (ингаляционного отравления, радиационного поражения), а также вдали от пунктов медицинской помощи.

Для работников рабочих профессий работодатель (или уполномоченное им лицо) организует периодическое обучение оказанию первой помощи пострадавшим, но не реже одного раза в год.

Работодатель вправе привлекать для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ специалистов организаций, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года №205н.

5.2. Обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Рабочие программы всех инструктажей и видов обучения требованиям охраны труда должны включать в себя вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по рабочим учебным программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке работодателем на основе соответствующего Примерного Учебно-тематического плана и Примерной программы обучения (приложения 6,7).

5.3. Работодатель организует обучение работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи во вредных и (или) опасных условиях труда, в виде специального курса обучения (тренинга) приемам оказания первой помощи пострадавшим.

Во всех подразделениях или в обособленно работающей бригаде (группе) работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи вредных и (или) опасных условиях труда, должно быть не менее одного такого обученного лица в каждой смене.

5.4. Перечень должностей и профессий работников, подлежащих обучению приемам оказания первой помощи пострадавшим, конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов обучения работников приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве определяются работодателем самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка, а также специфики трудовой деятельности работников и соответствующих государственных нормативных требований охраны труда и безопасности производства.
^

6 Периодическое обучение по охране труда


6.1.Периодическое обучение по охране труда (далее – Обучение) проходят определенные категории работников (далее – обучаемый персонал) организаций.

1) Руководители и специалисты по охране труда, в том числе:


  • руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда;

  • заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – индивидуальные предприниматели, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- руководители структурных подразделений и непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;

Специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации (выполнения) работы по охране труда (специалисты по охране труда), обеспечивающие организацию работ по охране труда.

2) Члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющие организацию общественного контроля, работы по реализации «социального диалога» (консультаций) работодателя и работников по вопросам охраны труда.


  1. Члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций, оценивающие уровень приобретенных знаний слушателей (работников) в процессе обучения по вопросам охраны труда.

  2. Специалисты аттестующих организаций, проводящих аттестации рабочих мест по условиям труда, и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда.
5) Педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся, осуществляющие обучение и профессиональную подготовку по охране труда и/или проверку знаний требований охраны труда в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами и Примерными программами обучения по охране труда.

6) Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда, обеспечивающие реализацию государственной политики в области охраны труда; организацию и проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.

6.2. Обучаемый персонал организаций проходит Обучение в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение осуществляется с отрывом, с частичным отрывом от работы (до 3-х рабочих дней) с использованием как традиционных методов обучения (лекция, практические занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации), модульной системы обучения, так и активных методов (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги), возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категории и отраслевой специфики обучаемых.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты по охране труда организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

6.3. Обучение персонала организаций проводится в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других организациях, осуществляющих образовательную деятельность при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, соответствующей материально-технической базы, и прошедших аккредитацию Минздравсоцразвития России по соответствующим рабочим планам и программам с учетом специфики вида экономической деятельности, разработанным на основании Примерного Учебно-тематического плана и Примерной учебной программы обучения по охране труда, отличающихся объемом аудиторных часов (18, 40 и 72 час.) для определенных категорий обучаемых (приложения 8,9,10,11).

6.3.1. Учебно-тематический план объемом 18 аудиторных часов для:

Руководителей организаций, заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда;

Заместителей главных инженеров по охране труда, работодателей – индивидуальных предпринимателей, иных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

6.3.2. Учебно-тематический план объемом 40 аудиторных часов для:

Руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технических работников;

Членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

6.3.3. Учебно-тематический план объемом 72 аудиторных часа для:

Специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда (специалистов по охране труда);


  • членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций;

  • специалистов аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

  • педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподавателей дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;

  • специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда.
6.4. Отдельные категории работников из состава обучаемого персонала проходят обучение в обучающих организациях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской а именно:

Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Специалисты аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;


  • педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся.

В центре дополнительного профессионального образования "Юнитал-М" вы можете пройти обучение по программе "Безопасные методы и приемы выполнения работ". Обучение по курсу "Безопасные методы и приемы выполнения работ" проводится в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России №1/29 от 13.01.2003 г., ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. Программа направлена на повышение уровня знаний работников по вопросам безопасности труда.

Кому необходимо обучение:

  • работникам рабочих профессий, поступающим на работу, а также переводимым на другую работу.
  • персонал, занятый на работах, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда

Что вы получите:

  • Слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение установленного образца по программе "Безопасные методы и приемы выполнения работ" и выписка из протокола.

Программа обучения:

  • Общие требования охраны труда.
  • Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников.
  • Требования к производственным и административным помещениям.
  • Требования к технологическим процессам, к производственному оборудованию.
  • Требования к размещению производственного оборудования и организации рабочих мест.
  • Требования к вентиляции и отоплению, к освещению, к защите от шума.
  • Требования при производстве работ, эксплуатации оборудования и объектов с повышенной опасностью.
  • Требования к применению средств индивидуальной защиты работников.
  • Ответственность за нарушение требований охраны труда.

Важно знать!

Работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, рабочих профессий, а также лиц, переводимых на другую работу.

8 июня 2016 г. Росстандартом принят ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — Стандарт; взамен ГОСТ 12.0.004-90). Начало действия — 01.03.2017. Рассмотрим его основные положения.

За основу стандарта взяты основные положения ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Постановление № 1/29).

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц, распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения.

Новые термины, введенные Стандартом

В Стандарте впервые применены несколько новых терминов в области обучения, в частности «инструктор по охране труда ». Это лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда (далее — ОТ), включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем порядке к обучению работающих ОТ непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, организующая и проводящая обучение, включая проверку знаний, своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Повышение квалификации — вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Самозанятое лицо — человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Виды и формы обучения безопасности труда

Стандарт определяет основные виды обучения безопасности труда :

  • общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

Документом определены основные формы обучения безопасности труда :

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

Группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда

Определены основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда :

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • лица, привлекаемые к управлению ОТ на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по ОТ, профессионально занятые управлением ОТ и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Рассмотрены вопросы обучения подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. Обучение завершается отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

Работодателям — индивидуальным предпринимателям, которые лично выполняют обязанности специалистов по ОТ, следует пройти профессиональную подготовку по ОТ , дающую право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производства.

К сведению

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ОТ, должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию в сфере ОТ, или безопасности производства, или техносферной безопасности, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой по ОТ или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производств.

Обучение безопасности труда в обучающих организациях

Стандартом определены требования к преподавательскому составу обучающих организаций. В частности, он должен иметь квалификацию не ниже, чем это требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания (обучения, инструктирования) по охране труда или опыт практической работы в сфере ОТ не менее трех лет.

Виды инструктажей:

  • Вводный инструктаж.

При необходимости по решению руководителя предприятия вводный инструктаж проводят и для лиц, посещающих производственные подразделения предприятия и (или) находящихся на подконтрольных предприятию территории и объектах в иных целях.

Обратите внимание!

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный теперь определяются как первичный и повторный инструктажи на рабочем месте.

  • Первичный инструктаж на рабочем месте.

Уточнено, что первичный инструктаж на рабочем месте проходят лица, принятые для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов и инструментов (механизмов), выделяемых работодателем или приобретаемых за свой счет.

  • Повторный инструктаж на рабочем месте.

Исключена возможность более продолжительного срока (до одного года) проведения данного вида инструктажа.

  • Внеплановый инструктаж.

Существенных изменений не внесено.

  • Целевой инструктаж.

Уточнено, что целевой инструктаж проводится при проведении массовых мероприятий на подконтрольной организатору обучения территории и (или) с выездом (выходом) за ее пределы.

Появилось требование вести новый журнал регистрации целевого инструктажа, приведена его форма.

Важно

Все лица, проводящие любые виды инструктажей, должны пройти обучение и проверку знаний требований безопасности и ОТ как инструкторы по ОТ.

  • Стажировка.

Этот вид обучения описан подробнее, чем в предыдущем ГОСТе. Выделим основное:

1. Проводящий стажировку инструктор или опытный рабочий должны пройти обучение как инструктор по ОТ .

2. Срок стажировки:

Для работников рабочих профессий — от 3 до 19 рабочих смен ;

Для не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации — от одного месяца до шести месяцев .

3. Срок стажировки для руководителей и специалистов — от двух недель до одного месяца .

Проверка знаний

Более подробно описана процедура проведения проверки знаний, чем в предыдущем ГОСТе, с незначительными отличиями от Постановления № 1/29.

Значительные отличия:

1. Состав комиссии (постоянно действующей комиссии) — не менее пяти человек , присутствие любых трех из которых на проверке знаний является обязательным (п. 10.7).

Обратите внимание!

Здесь есть противоречие со следующим пунктом, в котором определено, что присутствие председателя обязательно (п. 10.8).

2. Для проведения независимой проверки знаний на таких же условиях создается комиссия обучающей организации.

3. Все члены комиссии должны пройти обучение по ОТ в обучающих организациях и (или) проверку знаний требований ОТ в вышестоящих комиссиях как инструкторы по ОТ.

4. Для проведения независимой проверки знаний организатор обучения может привлечь к проверке знаний сторонних специалистов и (или) обучающие организации, имеющие право осуществлять обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Определено, что обучение проводится под руководством инструктора производственного обучения , прошедшего соответствующее обучение по ОТ как инструктор по ОТ и имеющего большой практический опыт.

К сведению

Если у организатора обучения нет необходимой учебно-материальной базы, допускается проводить обучение на действующих рабочих местах.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения поручаемых им работ проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим

В каждой смене работающих в опасных и (или) вредных условиях труда, а также в обособленных бригадах, работающих вдали от пунктов медицинской помощи, должно быть не менее одного такого обученного лица.

Обучение в форме отдельного курса с итоговой проверкой знаний

Этот вид обучения предназначен для лиц, участвующих в управлении ОТ. Обучение проводится в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Работники рабочих профессий, условия труда которых или характер выполняемых работ требует специального обучения по ОТ и проверки знаний в виде отдельного курса, проходят такое обучение по мере необходимости по решению их работодателя.

Организация процесса обучения безопасности труда

Уточнены виды обучения:

  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по четыре часа в день);
  • с полным отрывом от работы.

Оформление необходимой документации

Появилось требование к форме удостоверения о проверке знаний требований ОТ, которой не было в предыдущем ГОСТе.

Принципиальной разницы между формой и содержанием приведенного удостоверения и удостоверения, определенного Постановлением № 1/29, нет.

Удостоверение теперь должно содержать нумерацию, состоящую из серии (три группы знаков) и номера (три группы знаков):

первая группа — двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами;

вторая группа — один символ:

0 — для организаторов обучения;

1 — для обучающих организаций;

третья группа — ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе идентификации.

Номер удостоверения состоит из:

первая группа — две последние цифры года выдачи удостоверения;

вторая группа — номер протокола проверки знаний требований ОТ;

третья группа — номер проверяемого в протоколе проверки знаний требований ОТ.

С. А. Таланов,
ведущий специалист-методист консалтинговой группы "ТЕРМИКА"

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация - логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
- рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
- рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
- рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

Сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует - оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

Принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

Проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

Использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

Представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.


Похожая информация.


Понравилась статья? Поделитесь ей