Контакты

Санпин 2.2 4.3359 16 изменения. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Приветствую, уважаемые друзья! Актуальная информация ждёт вас в этой заметке. С 1 января 2017 года необходимо будет руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к физическим факторам на рабочих местах — СанПиН 2.2.4.3359-16.

Что даёт СанПиН 2.2.4.3359-16?

СанПиН 2.2.4.3359-16 установлены санитарно-эпидемиологические требования:

  1. к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов;
  2. к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

СанПиН, в частности, определены меры, которые должны приниматься работодателем для снижения негативного воздействия на работников следующих физических факторов:

  • шума и вибрации;
  • инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;
  • электрических, магнитных и электромагнитных полей;
  • лазерного и ультрафиолетового излучения;
  • освещения на рабочих местах.

Отметим, что вредное воздействие данных факторов может быть выявлено как в процессе осуществления работодателем производственного контроля на предприятии, так и в ходе идентификации и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) уполномоченными организациями (центром гигиены и эпидемиологии или экспертными организациями).

Обращаем внимание что СанПиН 2.2.4.3359-16 по-новому оценивает воздействие на работников электромагнитных полей в производственных условиях. При этом санитарные нормы, касающиеся отдельных физических факторов (например, шума — в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96), продолжат действовать, но с учётом вновь принятых СанПиН.

Важно помнить, что соблюдение требований СанПиН является обязательным как для работников, так и для работодателей.

Несоблюдение СанПиН чревато привлечением к административной ответственности:

  • за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (статья 5.27.1 КоАП РФ);
  • за нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (статья 6.3 КоАП РФ).

Скачать СанПиН 2.2.4.3359-16

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 г. № 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.2.4.3359-16
"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ
ФАКТОРАМ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ"

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 30 (ч. 1), ст. 4591; N 30 (ч. 1), ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. 1), ст. 6724) и постановлениемПравительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правилаи нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (приложение).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.02.2003 N 10 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 04.03.2003, регистрационный номер 4249);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.2490-09 "Изменения N 1 к СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях", утвержденные Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2009 N 13 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 09.04.2009, регистрационный номер 13725);

Приложение 3 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10.06.2003, регистрационный номер 4673).

3. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" с 1 января 2017 года.

21 июня 2016 года подписано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. N 81 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г., регистрационный N 43153). Этим документом на территории России с 01 января 2017 вводятся в действие СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".

Обсудим изменения, которые вносят новые правила в гигиеническое нормирование виброакустических факторов.

СанПиН 2.2.4.3359-16. Учет неопределенности измерений

Пункт 1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16 гласит: "Оценка фактических уровней производственных физических факторов должна проводиться с учетом неопределенности измерений".

Это очень серьёзное изменение, которое, безусловно, вызовет много вопросов.

  • Во-первых, откуда брать эту неопределенность?
    В примечании к СанПиН 2.2.4.3359-16 мы находим ссылку на ГОСТ Р 54500.1-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-1:2009 "Неопределенность измерения. Введение в руководство по неопределенности измерения". Это базовый стандарт, который дает только общие определения..
    Действующие методические указания по гигиенической оценке физфакторов, за редким исключением, также ничего не говорят о показателях точности измерений.
    Эксплуатационная документация средств измерений физических факторов, в теории, должна содержать методику прямых измерений и, как следствия, показатели точности. Однако на практике, это не всегда (мягко говоря) так.
    Недавно принятые стандарты (например, ГОСТ Р ИСО 9612 и ГОСТ 12.1.003) часто только запутывают ситуацию.

Поэтому сегодня на первый план выходит задача скорейшей разработки методических указаний и аттестованных методик измерений для сферы гигиенической оценки физических факторов.

  • Второй вопрос , как учитывать неопределенность?
    В том же самом примечании к СанПиН мы видим упоминание ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 "Руководство по оценке соответствия установленным требованиям". По этому стандарту решение о соответствии (несоответствии) требованиям принимается в зависимости от того, находится ли весь интервал неопределенности в зоне допустимых (недопустимых) значений.
    Однако неопределенность может оцениваться для разных значений вероятности охвата (уровня доверия).
    Какую вероятность охвата использовать для гигиенической оценки ?
    Чем ближе этот показатель к единице, тем шире интервал неопределенности, тем больше шансов получить неокончательный результат (об этой очевидной головной боли для специалистов санитарных служб мы здесь не будем много говорить) .

Эта проблема может быть урегулирована только дополнительными документами Роспотребнадзора, например, методическими указаниями или рекомендациями.

  • Ну, и наконец, третий вопрос: ко всем ли нормируемым параметрам следует применять это требование? Ведь ряд величин, например ТНС-индекс, Коэффициент естественной освещенности (КЕО), показатель дискомфорта UGR, традиционно рассматриваются как некие расчетные показатели, для которых никогда не разрабатывались методики измерения.

Урегулировать этот вопрос можно было бы с помощью утверждения перечня измерений и обязательных метрологических требований к измерениям, применяемым в целях санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля. Однако такой перечень в обозримом будущем не будет, по-видимому, утвержден.

  • При выборе средств измерений обращайте внимание на то, чтобы их эксплуатационная документация содержала реальную методику измерений с указанием показателей точности.
  • По возможности, находите и внедряйте аттестованные методики измерения для эксплуатируемых вами приборов

Продолжение следует: в ближайшее время мы продолжим статью материалами об изменениях в

  • нормировании шума
  • нормировании общей и локальной вибрации
  • нормировании инфразвука и ультразвука.

СанПиН 2.2.4.3359-16. Нормируемые параметры шума на рабочих местах

  • Эквивалентный корректированный по А уровень звука за рабочую смену
  • Максимальные корректированные по А уровни звука на характеристиках S (медленно) и I (импульс)
  • Пиковый корректированный по С уровень звука.

ВНИМАНИЕ: Отменено нормирование уровней звукового давления в октавных полосах частот для постоянного шума на рабочем месте.

Определение эквивалентных уровней звука и звукового давления гармонизировано с современными стандартами на шумомеры (ГОСТ 17187-2010):

эквивалентный уровень звука с частотной коррекцией А (уровень звука А), дБА - десять десятичных логарифмов отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления, измеренного с использованием стандартизованной частотной коррекции А, к квадрату опорного звукового давления. Для определения характера шума уровни звука А измеряют с временными коррекциями S или I

Такое определение выгодно отличается от устаревших положений СН 2.2.4/2.1.8.562-96, из которых можно было сделать вывод, будто термин "эквивалентный уровень" применим лишь к непостоянным шумам.

Очень важно, что СанПиН 2.2.4.3359-16 дает развернутое определение основного нормируемого показателя:

эквивалентный уровень звука А за рабочую смену, дБА - эквивалентный уровень звука А, измеренный или рассчитанный за 8 ч рабочей смены, с учетом поправок на импульсный и тональный шум, который рассчитывается по формуле

L p,A,eq,Ti - эквивалентный уровень звука или звукового давления, измеренный на i-м интервале воздействия шума, дБА;

Ki - поправка на характер шума, равная 5 дБ в случае тонального и (или) импульсного шума (применяется при > 75 дБА, во всех других случаях принимается K = 0 дБ).

Отметим, что это определение, отличается от определения сменного уровня звука по ГОСТ ИСО 9612 и ГОСТ 12.1.003-2014,

Ну, и, конечно, отметим появление нового показателя шума, который ранее в России не применялся:

пиковый корректированный по С уровень звука (уровень звука С), дБС - это десять десятичных логарифмов отношения квадрата пикового звукового давления, измеренного с использованием стандартизованной частотной коррекции, к квадрату опорного звукового давления.

Тем самым в отечественную практику оценки сильных шумов внедряются международно признанные принципы, так как при высоких уровнях звука частотной характеристике человеческого уха больше соответствует коррекция С.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

СанПиН 2.2.4.3359-16. Изменения в нормировании шума

  1. Отменено особое нормирование постоянного шума (ПДУ для октавных уровней звукового давления отсутствуют).
    Теперь постоянный шум будет нормироваться так же, как непостоянный.
  2. Отсутствуют примеры ПДУ для "основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест" (то, что в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 называется "Таблица 2).
    Теперь ПДУ можно выбрать только по критериям напряженности и тяжести трудового процесса (Приложение 6 СанПиН 2.2.4.3359-16).
  3. Введено понятие "нормативный эквивалентный уровень звука" (установлен равным 80 дБА) .
    Определение этого термина в документе отсутствует. Согласно п.1.4 СанПиН 2.2.4.3359-16, гигиенические нормативы воздействия физических факторов в условиях производства называются "предельно допустимые уровни (ПДУ)"; ПДУ шума приведены в Приложении 6 к этим санитарным нормам. Мы предполагаем, что в обозримом будущем выйдут разъяснения и указания Роспотребнадзора по применению нормативного эквивалентного уровня звука. Вполне вероятно, что он может быть взят за основу для выработки требований к работодателям по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, выработки шумозащитных мероприятий, по медосмотрам а также для оценки профессиональных рисков.
  4. Изменены требования по запретительным уровням шума на рабочем месте. В дополнение к действующим ранее запретам работы при текущих уровнях 110 дБА на характеристике S (медленно) и 125 дБА на характеристике I (импульс), появились запреты работы при эквивалентном уровне звука выше 85 дБА и пиковом уровне 137 дБС . Эти новые критерии, в целом, соответствуют международной практике.
    Отметим, что запрет работы с L eq >85 дБА может оказаться неприятным сюрпризом для ряда отраслей. По Руководству Р2.2.2006-05, уровни от 81 дБА до 115 дБА соответствовали вредным условиям труда по классам 3.1-3.4. Следует ли теперь рассматривать такие условия труда как опасные (класс 4)?
  5. Внесены уточнения в правила учета тональности и импульсности шума . Теперь поправки на тональный и (или) импульсный шум следует вносит ь, только если эквивалентный уровень звука на рассматриваемой технологической операции превышает 75 дБА . Отметим, также, появление дополнительного признака тонального шума, который может быть полезным в тех случаях, когда частота сигнала попадает на границу 1/3-октавных полос.
  6. Из санитарных норм исключены специальные требования для шума систем вентиляции в производственных помещениях.
  7. При сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) предельно допустимые уровни применяются без изменения

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

СанПиН 2.2.4.3359-16. Нормирование общей вибрации на рабочих местах

Прежде чем перечислять новшества в гигиеническом нормировании общей вибрации, отметим что СанПиН 2.2.4.3359-16, как и предыдущие нормативы, сохраняет принципиальные отличия от положений ГОСТ 31191.1 и ГОСТ 31319 в части контролируемого значения эквивалентного виброускорения

  • гигиенические нормативы устанавливаются по отдельности для каждой компоненты (X, Y, Z) корректированного ускорения; при этом корректирующие коэффициенты k l , которые вводит ГОСТ 31319, в измерениях по СанПиН должны приниматься равными единице;
  • сохранена привязка норматива к источнику возникновения (категории) вибрации.

Изменения в нормировании общей вибрации на рабочих местах

  1. Отменено нормирование вибрации по виброскорости . Теперь единственная физическая величина, применяемая для оценки воздействия вибрации на человека на рабочем месте, - ускорение (виброускорение).
  2. Основной нормируемый показатель общей вибрации - эквивалентное корректированное ускорение за рабочую смену. Отменено отдельное нормирование общей вибрации в октавных и 1/3-октавных полосах частот . Это положительное изменение, которое закрепляет уже фактически сложившуюся практику. Применение спектрального анализа при гигиенической оценке вибрации сопряжено с большими проблемами и риском ошибок, особенно при измерениях переходных и ударных процессов.
  3. СанПиН 2.2.4.3359-16 однозначно указывает типы частотных коррекций по ГОСТ 31191.1 , которые следует применять для различных направлений (Wk для Z, Wd - для X и Y ). В предыдущих нормах типы частотных коррекцияй не были явно обозначены, что приводило к различным недоразумениям и спекуляциям.
  4. Отменено различие в применении частотных коррекций для разных категорий вибрации. Теперь для категорий 2 и 3 следует выбирать такие же коррекции, что и для категории 1 .
  5. Вибрация на рабочих местах подвижного состава железнодорожного транспорта и экипажей воздушных судов отнесена к категории 1 (транспортная вибрация). Для железнодорожников это означает смягчение требований, для экипажей самолетов и, особенно, вертолетов - фактическое ужесточение (ПДУ для корректированного уровня труднее выполнить, чем ПДУ в отдельных 1/3-октавных полосах).
    СанПиН 2.2.4.3359-16 не устанавливает требования к вибрации на морских и речных судах.
  6. Введена запретительная норма для текущего среднеквадратичного значения корректированного ускорения за время усреднения 10 с (+24 дБ к ПДУ среднесменного ускорения). По сути, это означает неявное введение нового нормируемого показателя - максимального текущего среднеквадратичного значения ускорения .
  7. При сокращении продолжительности смены ПДУ не изменяется.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

СанПиН 2.2.4.3359-16. Изменения в нормировании локальной вибрации

  1. Как и в случае общей вибрации, СанПиН 2.2.4.3359-16 устанавливает гигиенические нормативы локальной вибрации не для полного ускорения, а для отдельных компонент (X, Y, Z) . При этом обозначение направлений измерения локальной вибрации приведено в соответствие с ГОСТ 31192.1 (направления X и Y поменялись местами).
  2. Отсутствует нормирование виброскорости локальной вибрации. Нормы установлены только для ускорения. Это очень правильное решение, так как нормы по виброскорости уже давно фактически не применялись из-за отсутствия утвержденных метрологических требований и методов измерения.
  3. Отсутствует нормирование локальной вибрации в октавных полосах частот . Единственный нормируемый показатель - корректированное ускорение за рабочую смену.
  4. СанПиН 2.2.4.3359-16 явно определяет тип частотной коррекции для локальной вибрации (Wh по ГОСТ 31192.1) . В документе нет никаких упоминаний метода веcовых коэффициентов СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и отмененного ГОСТ 12.1.012-90. Поэтому измерение корректированного ускорения теперь следует выполнять либо прямым методом с использованием корректирующих фильтров по ГОСТ ИСО 8041, либо с помощью 1/3-октавного спектрального анализа по Приложению А ГОСТ 31192.1.
  5. Конкретизирован запрет на работу при уровнях, которые на 12 дБ выше ПДУ. Из старых норм было непонятно, для какого интервала времени измерения установлено это правило. СанПиН 2.2.4.3359-16 уточняет, что оно относится к текущим среднеквадратичным корректированным ускорениям, усредненным на интервале 1 с. Это, фактически, означает введение дополнительного нормируемого показателя - максимального текущего СКЗ корректированного ускорения .
  6. При сокращении продолжительности рабочей смену ПДУ не изменяется

СанПиН 2.2.4.3359-16. Инфразвук на рабочих местах

Нормируемые параметры инфразвука на рабочих местах по СанПиН 2.2.4.3359-16

а) эквивалентные уровни звукового давления за рабочую смену в октавных полосах частот 2, 4, 8, 16 Гц;

б) эквивалентный общий уровень инфразвука за рабочую смену, дБ;

в) максимальный общий уровень инфразвука, измеренный с временной коррекцией S (медленно).

Изменения в нормировании инфразвука на рабочих местах по СанПиН 2.2.4.3359-16

1. В СанПиН 2.2.4.3359-16 принято новое определение общего уровня инфразвука :

уровень звукового давления в диапазоне частот 1,4-22 Гц, может быть прямо измерен с помощью соответствующего полосового фильтра или получен энергетическим суммированием уровней звукового давления в октавных полосах частот 2, 4, 8, 16 Гц.

Это определение снимает давнюю проблему некорректной привязки общего уровня инфразвука к характеристике шумомера "ЛИН" (последняя, кстати, давно отсутствует в стандартах на шумомеры), которая десятилетиями перекочевывала из документа в документ.

2. СанПиН 2.2.4.3359-16 не применяет классификации инфразвука по характеру спектра (широкополосный, тональный ) и по временным характеристикам (постоянный, непостоянный ). Это положительный момент, так как в предыдущих нормах (СН 2.2.4/2.1.8.583-96) эти классификации хотя и присутствовали, но фактически не использовались.

3. СанПиН 2.2.4.3359-16 содержит гигиенические нормативы не только для рабочих мест в помещениях и на территории, но и в транспортных средствах . Это очень важный плюс нового документа, так как ранее нормативы инфразвука для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта были распылены по огромному количеству санитарных правил. Отметим, что установленный транспортный норматив инфразвука (110 дБ для общего уровня) означает фактическое смягчение нормирования этого фактора для железнодорожного транспорта.

4. При сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) ПДУ применяется без изменения

Федеральный механизм соблюдения безопасности труда реализован в СанПиН 2.2 4.3359 16, которые регламентировали нормативы к условиям рабочего процесса и обеспечения охраны производственной среды. Помимо правовых актов федерального уровня, регулирование ключевых параметров охраны трудовой деятельности осуществляется путем принятия санитарно-эпидемиологических нормативов и правил.

На данный момент подлежат применению новые нормативы, существенно изменяющие перечень требований к допустимым факторам в сфере производственной деятельности, а также к способам и средствам измерения, контрольных и профилактических мероприятий по выявлению показателей негативного влияния на здоровье граждан.

С начала 2017 года подлежит применению постановление Главсанврача РФ от 21.06.2016 № 81. Данным актом утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.2 4.3359 16, которые признаются единым основополагающим документом для определения ряда стандартов и параметров трудового процесса, которые подлежат контролю путем измерения объективных факторов работы граждан.

Использование данных правил признано обязательным для физических лиц и предприятий, занятых в сфере трудовых правоотношений.

Указанным документом сформирован комплекс стандартов и методов измерения следующих показателей:

  • факторы микроклимата на месте осуществления трудового процесса;
  • спектральные и временные нормативы допустимого уровня шума, в том числе инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;
  • производственные нормативы вибрации;
  • показатели и нормативы магнитных, электромагнитных и электрических полей излучения;
  • факторы и стандарты лазерного и ультрафиолетового излучения;
  • предельно допустимые уровни освещения в процессе осуществления трудового процесса.

В качестве основного принципа осуществления контрольных и измерительных мероприятий по выявлению факторов воздействия на здоровье граждан устанавливаются предельно допустимые уровни по каждой категории негативных факторов, исходя из стандартной продолжительности рабочее смены 8 часов, а рабочей недели – не более 40 часов. Такие предельные уровни не должны оказывать негативного влияния на состояние здоровья не только в процессе текущих трудовых отношений, но и будущие сроки жизни.

СанПин 2 2 4 3359 16 обобщил и систематизировал нормы и требования ряда самостоятельных правил и нормативов, применявшихся работодателями при оценке условий труда.

Несмотря на попытку упорядочить деятельность организаций и предпринимателей, оказывающих услуги в области безопасности и охрану трудовой деятельности граждан, данный документ существенно меняет требований к процедуре проведения контрольных мероприятий, а также к методам допустимых измерений фактором труда.

Требования указанных правил применяются ко всем видам объектов, в том числе проектируемых или вводимых в эксплуатацию.

Скачать Санпин по безопасности труда

Изменения в нормировании факторов трудовой деятельности

Практически по каждой категории параметров и факторов, урегулированных СанПиН 3359 16, произошли серьезные изменения, непосредственно влияющие на порядок их измерения.

С января 2017 года устанавливается правило об оценке фактического уровня физических факторов с учетом неопределенности измерения. Сам документ содержит только общую характеристику такого способа измерения, тогда как параметры точности не приведены в тексте постановления и профильного ГОСТ Р 54500.1-2011.

Помимо этого, нет однозначного определения конкретных параметров, к которым применим такой способ измерения. Очевидно, что данное положение СанПиН подлежит детальной регламентации в последующих методических рекомендациях по его применению.

Нормируемые факторы шума на производстве приведены в соответствие с действующими стандартами на приборы измерения, а сам норматив содержит определения факторов труда по следующим позициям:

  • эквивалентный корректированный по А уровень звука за стандартную рабочую смену, установленную на предприятии;
  • максимальные уровни звука, оцениваемые по характеристикам «медленно» и «импульс»;
  • пиковый уровень звука на рабочем месте.

Помимо этого, из перечня нормативов исключено измерение параметров звукового давления постоянного шума для производственной среды. Факторы постоянного и непостоянного шума подлежат нормированию по аналогичной схеме, а сама процедура позволяет использовать только критерии напряженности и тяжести трудовой деятельности.

Правила о предельном уровне шума в СанПиН 3359, запрещающие привлечение к работе, приведены в соответствие с международными стандартами, а специальные факторы для шумовых характеристик вентиляционных систем исключены из перечня нормативов.

Из требований к определению параметров вибрации на рабочем месте исключены следующие показатели:

  • виброскоростные нормативы;
  • отдельное нормирование общей вибрации в определенных полосах частот отменено с введением СанПиН.

Сформулировано значение параметров по типам частотных коррекций в соответствии с показателями ГОСТ, а введенное понятие максимального текущего значения ускорения будет детализировано в последующих методических указаниях.

В части нормируемых факторов регламентировано новый принцип определения уровня инфразвука, что позволяет исключить несоответствие стандартов средств измерения и требований правил и нормативов. Также измерение уровня инфразвука теперь предусмотрено не только для стационарных производственных условий, но и для транспортных средств.

Новые правила и нормативы – новые проблемы

Существенно изменения ряда параметров измерений в новом СанПиН создает определенные проблемы для субъектов предпринимательской деятельности, аккредитованных на оказание услуг в сфере охраны труда. В частности, подавляющее большинство измерителей электромагнитных полей, соответствующих установленным федеральным ГОСТ, полностью или частично не способны обеспечить надлежащий уровень контрольных замеров.

Если предстоит контрольное измерение уровней электрического или магнитного поля, практическое использование многих аккредитованных приборов полностью или частично исключается.

Для обновления приборной и аппаратной базы до требуемых показателей СанПиН требуется провести их официальную аккредитацию в установленном порядке, срок которой составляет 90 дней. Переоснащение измерителями излучений потребует не только дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности, но и существенных временных затрат на согласование документации на новое оборудование в службе Росаккредитации.

Многие нормы и требования нового СанПин сформулированы только в общих понятиях и характеристиках, что создает неопределенность в их практическом применении. Тем не менее, общая направленность новых правил и нормативов на приведение в соответствие с международными стандартами безопасности труда позволит обеспечить выход на новый уровень соблюдения правил охраны трудовой деятельности.

Содержит нормируемые показатели и параметры, а также требования к организации контроля и методам измерения следующих параметров на рабочих местах: микроклимата; шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука, вибрации; электрических, магнитных и электромагнитных полей; лазерного изучения; ультрафиолетового излучения; освещения. Вместе с тем, не отменяются действующие санитарные правила и нормы на указанные параметры.

С введением СанПиН 2.2.4.3359-16, возникает вопрос о применении, действующего санитарного нормирования в части оценки условий труда физических факторов производственной среды, таких как: СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 №21; СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 №36; СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 №40; СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.07.1996 №12); СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 №32.

В отличие от действующих требований к приборам, установленных СанПиН 1191-03, в п. 7.3.4м и 7.3.4п СанПиН 2.2.4.3359-16 содержатся указания по организации выполнения измерений, которые исключают использование на территории РФ целого класса средств измерений — измерителей электромагнитных полей направленного действия по ГОСТ 51070-97 (например: П3-50, П3-80, ТПУ-01, комплект Экофизика с антеннами П6-70 и П6-71 и др. — измерителей электромагнитных полей утвержденного типа, и, в соответствии со ст. 9 Федерального Закона «Об обеспечении единства измерений» имеющих право использоваться для измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений). Требования п.7.3.4м и 7.3.4п СанПиН 3359-16 в части проведения контроля уровней электрического и магнитного поля частотой 50 Гц только приборами ненаправленного приема, оснащенных изотропными (трехкоординатными) датчиками, введут ограничения на использование целого класса средств измерений. Порядок ввода в область аккредитации ИЛ нового НПА осуществляется в настоящее время через процедуру расширения области аккредитации (срок оказания государственной услуги определен законодательством об аккредитации и составляет 90 рабочих дней), что в совокупности с необходимостью частичного переоснащения ИЛ согласно требованиями пунктов 7.3.4м и 7.3.4п СанПиН 3359-16 не даст возможности большому количеству ИЛ с 01 января 2017 года продолжать свою деятельность.

Формулировки пунктов м) и л) статьи 7.3.4 СанПиН можно назвать неудачными, где сказано, что измерения полей частоты 50 Гц производятся с использование приборов ненаправленного приема, оснащенных изотропными (трехкоординатными) датчиками с допустимой относительной погрешностью 20%.Некорректность этих формулировок в следующем:

Во-первых, не установлены требования к степени изотропности приборов. В такой ситуации практически каждая антенна может считаться изотропной.

Во-вторых, неправильно употреблен термин «изотропные датчики». Даже те приборы, имеющиеся на нашем рынке, которые позиционируются как ненаправленные, используют первичные преобразователи направленного приема и добиваются изотропной характеристики с помощью математической обработки независимых измерений от нескольких таких датчиков (обычно, от трех).

Наконец, в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений предусмотрены лишь обязательные метрологические требования к измерениям, выполняемых в сферах государственного регулирования. Ограничения на физические принципы измерений и конструкторские решения к таковым не относятся. Поэтому всё, что касается характеристик направленности приборов в этом документе следует рассматривать как рекомендации, тем более что СанПиН не содержит ни одного слова, запрещающего использование направленных антенн.

Такая позиция Роспотребнадзора подтверждается в проекте приказа о внесении изменений в СанПиН, который выложен на сайте regulation.gov.ru (см. прилагаемый файл). В пункте 8 проекта приказа указано: «Подпункты «м» и «л» пункта 7.3.4 СанПиНа после слов «с использованием приборов» дополнить словами «как направленного приема, так и».

Таким образом, юридически значимым остаётся только требование по обеспечению соответствующей погрешности измерений.

При беглом просмотре документа видно что текст документа «сырой», например в Приложении №10 потеряли несколько регионов, в том числе Томскую область.

При этом документ очень нужный — многие нормативы не надо собирать по разным документам, появились новые нормативы в ранге СанПиНа. Напимер:

Приложение 3. Продолжительность работы при температуре воздуха на рабочем месте выше или ниже допустимых величин

1. В целях защиты работающих от возможного перегревания или охлаждения, при температуре воздуха на рабочих местах выше или ниже допустимых величин, время пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену) должно быть ограничено величинами, указанными в таблицах П 3.1 и П 3.2 . При этом среднесменная температура воздуха, при которой работающие находятся в течение рабочей смены на рабочих местах и местах отдыха, не должна выходить за пределы допустимых величин температуры воздуха для соответствующих категорий работ, указанных в таблице 2.2 настоящих СанПиН .

Таблица П 3.1. Допустимая продолжительность пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин

месте, °С

2. Среднесменная температура воздуха (Тв) рассчитывается по формуле:

, … — температура воздуха на соответствующих участках рабочего места, °С;

, … — время (ч) выполнения работы на соответствующих участках рабочего места;

8 — продолжительность рабочей смены, ч.

При этом остальные показатели микроклимата (относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, температура поверхностей, интенсивность теплового облучения) на рабочих местах должны быть в пределах допустимых величин, установленных в настоящих СанПиН.

Таблица П 3.2. Допустимая продолжительность пребывания на рабочих местах при температуре воздуха ниже допустимых величин

Температура воздуха на рабочем

месте, °С

Данные правила утверждены во исполнение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Вступил в силу новый СанПиН с 01.01.2017. С этой же даты утратили силу:

  • СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.02.2003 № 10);
  • СанПиН 2.1.8/2.2.4.2490-09 «Изменения № 1 к СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 02.03.2009 № 13);
  • приложение 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. от 03.06.2003 № 118).

Новый СанПиН устанавливает санитарные требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах (в частности, к микроклимату, освещению, шуму и др.).

Считается, что при ежедневной работе в будние дни (8 часов в день, но не более 40 часов в неделю) при таких нормативах у сотрудников не возникнут заболевания или отклонения в состоянии здоровья (п. 1.4 СанПиН). Требования СанПиН применяются и при оценке уровней профессиональных рисков здоровью работников, и при разработке мероприятий профилактического характера (1.9 СанПиН).

Несмотря на нововведения, остаются в силе следующие нормативы:

  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы;
  • СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21) и др.

Данные нормативы определяют санитарные нормы не только на рабочих местах, но и в других местах (производственных, жилых помещениях и пр.). В то же время новые правила применяются только для определения предельных уровней физических факторов на рабочих местах. Отметим, что новый СанПиН является общим для всех рабочих мест. Однако для отдельных отраслей (подотраслей) экономики могут быть разработаны и применяться другие санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах. Такие требования устанавливаются с учетом технической возможности, особенностей технологических процессов и оборудования, специфики трудовой деятельности (п. 1.7 СанПиН).

К таким нормативам можно отнести «СанПиН 2.2.2506-09. Гигиенические требования к организациям химической чистки изделий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.04.2009 № 26).

Когда применяется новый СанПиН?

Новый СанПиН обязателен для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.2 СанПиН), то есть новые требования применяются для большинства рабочих мест, включая «офисные».

Не распространяются требования нового СанПиН на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач (п. 1.3 СанПиН).

Новый СанПиН вводится в действие с 01.01.2017, соответственно, с этой даты работодатели должны им руководствоваться и, прежде всего, проверить, соответствуют ли новые стандарты фактически существующим условиям труда работников.

Если уровень физических факторов на рабочих местах отклоняется от норм, установленных новым СанПиН для определенной категории таких мест, то работодателю следует привести их к соответствующим значениям. В противном случае по результатам проверки Роспотребнадзора он может быть привлечен к ответственности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 № 09АП-7823/2014).

Ответственность за несоблюдение новых норм СанПиН

СанПиН – это государственные нормативы требований охраны труда. Ответственность за их нарушение установлена статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Так, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в т.ч. нового СанПиН, может повлечь (в зависимости от тяжести совершенного нарушения) предупреждение или административный штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2000 до 5000 рублей;
  • для организаций – от 50 000 до 80 000 рублей.

Кроме того, КоАП РФ содержит статью 6.3, которая предусматривает ответственность за нарушение санитарных правил. Санкции: предупреждение или административный штраф в размере:

  • для граждан – от 100 до 500 рублей;
  • для должностных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для организаций – от 10 000 до 20 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Понравилась статья? Поделитесь ей